Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Derevgenia6 августа 2025 г.

    История попадания в реальную сказку

    Мое первое знакомство с Нилом Геймоном началось с романа "Звездная пыль", точнее с фильма, после которого я поняла, что просто обязана прочитать книгу! Хотя разница между этими двумя явлениями была в несколько лет (примерно 5-7). Мне понравилось, хотелось еще, поэтому список на "почитать" пополнился другими его романами: "Никогде" и "Хрупкие вещи".

    Сегодня делюсь с вами своими впечатлениями после прочтения "Никогде".

    Мозг уже начинает закипать только от названия. Тебя словно сразу отправляют в какие-то непонятные слои несуществующих промежутков, где отсутствует время и не понятно место то, что никогда не вызывает у нас проблем определения. И ты сразу начинаешь чувствовать себя каким-то потерянным, непонимающим о чем идет речь, что происходит, и эти ощущения буквально привязывают тебя всеми эмоциями к главному персонажу - Ричарду. Ты сразу же начинаешь ему сочувствовать, он самый понятный во всем этом диком мире, такой же потерянный как и ты.

    Забавно, чтобы не сойти с ума и дать хоть какие-то определения происходящему, потому что никто ничего не хочет ему объяснять, Ричард начинает вести воображаемый "дневник", разговаривая сам с собой. Людям важны определения, они порождают эффект стабильности и ощущение безопасности.

    С самого начала мы видим, что Ричард отличается от обычных людей, он остается на обочине жизни "он сидел на тротуаре перед пабом", "с ореховыми глазами, которые смотрели растерянно, будто его застали врасплох" даже в день его проводов в большой город, пока его друзья веселились. Не свой в верхнем Лондоне и еще чужой в Нижнем.

    Каким бы нормальным и типичным он не старался казаться: хорошая работа, друзья, шикарная девушка, успешная во всех отношениях жизнь и все равно есть то, что выделяет его, например, фигурки троллей на рабочем столе.

    На первый взгляд это крутая фэнтези история о мести, поиске виновных и справедливости. А потом ты словно горный рабочий начинаешь раскапывать слой за слоем. В голове всплывают темы о поиске своего места и предназначения, неравенстве, этике и морали, взрослении и принятии себя.

    Неравенство отражено в описании двух параллельных миров, где одни жители вынуждены существовать и вести мерзкий, жестокий, но честный образ жизни (обитатели нижнего города не умеют врать, это не свойственно их природе, а те, кто научился и предал, несут жестокое наказание), а другие катаются на метро, устраивают дорогие выставки и бесконтрольно потребляют этот мир, врут в первую очередь себе и не несут за это наказания. Так Джессика легко отказывается от Ричарда, человека с котором была готова создать семью, которого любила(?), вычеркивая его из памяти, потому что он  перестает вписываться в ее идеальную картинку мира. Даже сам Ричард до последнего врет себе, под влиянием социальных норм Верхнего Лондона, когда делает выбор, в какой из реальностей ему остаться.

    Книга читается легко, персонажи яркие и интересные , из всех только ангел показался мне плоским и бесцветным, хотя в книги, в описании него часто используются термины: красив, восхитителен, прекрасный голос и т.д. Все же авторы неосознанно дают нам подсказки о судьбе и поступках героев, достаточно только прислушиваться к своей интуиции.

    5
    266