Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Темные реки сердца

Дин Кунц

  • Аватар пользователя
    MarinaKoroljova4 августа 2025 г.

    «...в моей крови его гены, они текут во мне, как река. Они текут через мое сердце. Наша общая река судьбы, темная река наших сердец» (с)

    Все же огромным упущением я считаю ту разрозненность серий, в которых издавались, издаются и, увы, не переиздаются романы Кунца. Потому что крайне трудно сдержать маниакальный блеск в глазах и дрожь в пальцах, когда на полке в какой-нибудь букинистической лавке случайно натыкаешься на один из первых (если не первый!) изданный роман автор.
    И да, я вроде уже говорила, что люблю творчества Кунца?..

    «Темные реки сердца» - роман основательный. Он фундаментальный, масштабный, мрачный и тревожный. Я бы назвала его одним из сильнейших в эмоционально-психологическом и сюжетно-закрученном смысле романов автора, хотя я и до этого слышала о довольно высоких оценках конкретно этого произведения.

    Итак, что же есть темные реки сердца? Насколько долгим должен быть путь, чтобы проследить эти реки к самым их истокам?
    История начинается за 16 лет до того, как Спенсер Грант заходит в «Красную дверь». Задолго до того, как «валери энн кин» начинается свое бегство. И задолго до того, как Рой Миро осознает, что испытывает к окружающим исключительно сострадание.

    Несмотря на то, что это Кунц и подсознательно ждешь какой-то мистики, в данном случае автор удивляет, потому что здесь читателя ждет... маньяк. Ну, не только, в самой основе сюжета кроется слишком много всего — и мрачного, и ужасного, и трагичного и печального, но самым приятным открытием лично для меня все же стал маньяк. В своей привычной плавной и поступенной манере изложения, с отклонениями в прошлое и долгими экскурсами по настоящему, но Кунц все же вводит всё новые подсказки, так что угадать, кто, кем, кому и почему приходится — вполне реально.

    Книга изобилует самыми разными и разнохарактерными персонажами, которые с одной стороны типичны, а с другой — отличаются от тех типажей, которыми привычны лично мне в книгах Кунца.
    Именно поэтому Рой Миро вызывает скорее недоумение и нервические смешки своим «наивным» и откровенным восприятием собственной идеологии. Понять ее не сложно, но вот принять... При этом он местами довольно забавен, в целом весьма умен и проницателен, непоколебим в собственной вере и при всей своей психопатичности не кажется чересчур... злобным. Для меня самым неожиданным было то, что он не вызывал отвращения, хотя был довольно отбитым на голову.
    В пику ему Спенсер Грант также не получился ярко выраженным героев боевика. Да, в сюжете присутствует бесчисленное множество погонь и перестрелок, кровь льется рекой, над головой шумят винты вертолетов, а конец выстреливает такой мощью, что я бы с радостью посмотрела на это в кино, но человеческий фактор никто не отменяет.
    И если бы в книге были ТОЛЬКО Спенсер и «валери» - это было бы не так интересно и увлекательно, как с участием такого "фрукта", как Рой Миро.
    Спенсер хорош именно как главный герой — он умен, добр, он заботливый и честный, не боится рисковать и готов пожертвовать собой только потому что так чувствует. Но не будь антагонистов, не было бы и этого сложного пути преодоления самого себя, когда в самом конце его ждала встреча с прошлым. Полное погружение в те самые «темные реки сердца», так поэтично звучащие в названии.
    Валери — Элли — Кин — как женский персонаж удалась. У нее вышел прекрасный баланс между недоверием и взаимовыручкой со Спенсером, к ней проникся симпатией очаровательный и совершенно забитый Рокки, и наконец, Кунц прекрасно показал те сомнения, которые ее одолевали, не давая открыться навстречу откровенному признанию Спенсера. Причем не на 120 страницах, а всего на двух. Ну рекорд же!

    Язык книги как всегда прекрасен. Кунц мастерски владеет словом и все эпитеты, метафоры и сравнения четко на своих местах. Более того — образ самого Стивена Акблома — грозный, мрачный и подавляющий — получился настолько ярким, гипнотическим и живым, что именно его сцену, а не последующий финал с «Годзиллой» я бы назвала кульминацией. Потому что получилось по-настоящему здорово, меня пробрало до мурашек.

    Ну и конечно, финал. С учетом нашей с вами современности, мировые заговоры, а также подпольные игры и финансовые махинации политиков не кажутся чем-то нереальным или надуманным. Тем более что книга была написана и издана в далеком 1994 году. Сколько же воды с тех пор утекло... А остается ли всё это актуальным и сейчас?
    Я бы сказала, что... да. Да, остается. Только вот той светлой веры в хорошее будущее, в которое поверили в конце герои, очень сильно не хватает.
    Наверное, это еще одна из причин, по которым я люблю книги Кунца... потому что в них сквозь мрак отчаяния и одиночества, кровь, боль и преодоление собственных демонов, всё равно всегда выстраивается дорожка к светлому будущему.

    P.S. Но русских американцы все равно не в состоянии понять!

    7
    40