Рецензия на книгу
Новый Вавилон
Мишель Бюсси
Dikaya_Murka4 августа 2025 г.С этой книги началось мое знакомство с Мишелем Бюсси и оно оказалось настолько удачным, что непременно продолжится, хотя, как я уже поняла, это не самый типичный образчик его творчества. Пожалуй, это в принципе самый необычный детектив, который я читала, поскольку в нем фантастический сеттинг ничуть не менее важен и ценен, чем, сама детективная линия, которой тоже нужно отдать должное за неочевидные повороты.
Представьте мир, в котором люди освоили телепортацию. Теперь при помощи тонкого браслета на запястье они могут перемещаться в любую точку планеты, куда захотят. Оставим в стороне квантовую физику и технические вопросы - в конце концов Бюсси не ученый. Зато социальные и политические нюансы этого нового мира он продумывает в деталях. Каким был бы мир с телепортацией? В нем не нужны дороги, не нужны города, больше нет границ, а человечество распрощалось с идеей национальных государств, поскольку все, имеющее привязку к территории, утратило свое значение и смысл. Бюсси очень тщательно выписывает эту затейливую картину того, как все могло бы быть - и, надо сказать, получается она достаточно живой и правдоподобной. В новом мире почти нет преступности - нападений стало легко избежать, а преступников - локализовать. Настала новая блаженная эра гармонии, а следующим шагом для землян может стать уже телепортация на иные планеты. Поэтому когда в это раю внезапно происходит групповое убийство, то это становится шоком. Еще большим шоком оказывается то, что кое-кто все таки способен обходить правила телепортации и даже - внезапно! - использовать такие архаичные методы перемещения, как традиционный транспорт.
Дальше начинается легкая бондиана - горы и моря, падения с канатки и прыжки с вертолета, при этом география широкая - от вечных снегов до жарких тропиков, - в конце концов, телепортация обязывает. У Бюсси отлично получается сочетать наукообразный бэкграунд, политические интриги и много экшена.
Но не бывает бочки меда, в которой не растворена хотя бы одна ложка дегтя. И для меня таковой стал персонаж Клеофеи Луазель. По моему скромному мнению,он введен сюда единственно за тем, чтобы раздражать. Мы сходу узнаем, что Клеофея Луазель очень красивая и очень востребованная - и больше к этому ничего не добавится. Она преподавательница истории в младших классах, про которую мы знаем только то, что рядом с ней был бы счастлив оказаться любой мужчина. Ей никто не нужен, а она нужна всем. Мама уговаривает ее сходить на свидание с блистательным и обеспеченным другом детства, который с пеленок в нее влюблен и жаждет, чтобы она стала его женой. Но буквально с этого же свидания Клеофея, подчинившись минутному порыву, за ручку сбегает на прогулку по бразильским фавелам в компании красавца-журналиста Лилио де Кастро, а в это время в нее уже заочно с первого взгляда влюбляется майор Артем Акинис. Все хотят Клеофею, всем нужна Клеофея, Артем в финале книги отмечает даже “необыкновенную силу этой женщины” - и только я не могу понять, а что, собственно, она сделала кроме того, что была красивой и выбирала в кавалеры подонков, раз за разом влипая из-за них в передряги? Напарница Артема, влюбленная в него кореянка Ми-Ча - компьютерный гений и бесстрашный полицейский, в решающий момент рискует собственной жизнью, парализованная и безнадежно больная девушка Пангая - центр умной системы, поддерживающей порядок нового мира, в котором живет человечество. А что Клеофея - в чем ее храбрость, необычность характера или ценность для сюжета?
Но раз уже я сказала, что “Новый Вавилон” похож на бондиану, то Клеофея - типичная девушка Бонда, а значит без нее никак нельзя было бы обойтись)))
10201