Рецензия на книгу
Notes on an Execution
Danya Kukafka
Аноним3 августа 2025 г.Не часто в мои руки попадают прямо новиночки, но «Записки перед казнью» Дани Кукафка совершенно точно можно отнести в эту категорию (книга вышла в России в конце мая). Тут на днях в одном чатике на книжную тему у меня была дискуссия по поводу этой книги. Девушка оценила ее на 1/10, не найдя внутри «обещанного» триллера. Суть претензии: «ручной» игрушечный злодей, картонные герои, алогичность происходящего. Мне книга тоже не то, чтобы сильно понравилась, но она не ужасна, я оценила ее на 4/5 и сейчас попробую объяснить, что можно найти внутри, чтобы не «обжечься».
Первое и основное: это не триллер, а именно криминальный роман. В принципе, мне это было довольно очевидно по самому изданию, книга вышла в издательстве «Бель Летр», издающем современную «женскую прозу», там выходит всякое важное про эмансипацию, свободу выбора, отношения в семье и ментальное здоровье. Такой вот роман с героем маньяком «на подумать», НЕ триллер.
Что понравилось:
собирать каноничный портрет убийцы-социопата по маленьким деталькам: тут и ощущение тотальной безнаказанности и того, что «ты не такой как все», и харизма гг, и тяжелое детство, и эпизоды насилия над животными, и даже вполне считываемый триггер (спусковой крючок) перед «первым эпизодом» с перенаправлением агрессии. И нет, не соглашусь, что Ансель – игрушечный злодей, да, возможно, это не страшный и ужасный маньяк-убийца, совершающий зверства ради зверств, но, простите великодушно, такого нам никто и не обещал;
необычная композиция романа с «отмоткой» назад: в настоящем Ансель за решеткой, готовится к казни, но что привело в эту точку мы видим глазами других людей: женщин, имевших несчастье встретить его на своем пути. Причем, что опять же примечательно, эти женщины – не его жертвы в прямом смысле слова (хотя к концу романа жертвы тоже «обретают голос»): одна из них, его мать, вторая – девушка из приюта, где они воспитывались некоторое время, третья – сестра-близнец будущей жены;
возможность попутно поразмышлять не только о том, какой же гг мерзавец и неужели действительно во всем виновата мама, но и о других важных вещах: о природе зла, о месте женщины в полицейском участке, о том насколько мы и наша жизнь – это результат чьего-то выбора, не всегда даже нашего собственного, о том, как пережить потерю близкого человека, даже если при жизни у вас были довольно сложные отношения, о правомерности смертной казни, о том, имеем ли мы моральное право сочувствовать по-настоящему плохим людям, бывает ли им больно точно также, как и нам. Это действительно роман «на подумать».
Что НЕ понравилось:
аннотация и отзывы на обложке обещали мне «реалистичное и отрезвляющее высказывание против романтизации маньяков», а на деле это по сути очередная книга о том, что из неблагополучия и нелюбви вырастает то, что вырастает. История подана таким образом, что читатель как будто бы ещё и пожалеть гг должен за то, что вот так ему по жизни не повезло. А вот "если бы 1, 2, 3, 4» все могло бы быть совсем иначе.
Подводя итог, могу сказать, что несмотря на этот минус книга хороша тем, что мы буквально от главы к главе читаем о том, как тает и растворяется в небытии ореол зла гг, убийца мельчает, теряет свою таинственность и та самая «теория Анселя», труд всей жизни оказывается никому не нужной пустышкой. Он не исключительный, не особенный, а такой же, как все, не имевший право переступать черту, чтобы там ни случилось в его жизни, именно поэтому автор снова и снова возвращает нас к жертвам, которые могли бы жить свою жизнь, любить, творить, путешествовать, рожать детей, если бы... Ах, если бы...
155