Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девки

Николай Кочин

  • Аватар пользователя
    terra_Lera12 августа 2015 г.

    Середина 20-х гг. 20 в., волжская деревня во всей послереволюционной красе - барина уже нет, а свобода, равенство и братство так и не наступили.
    Сюжет вертится вокруг конфликта - в деревне идет ожесточенная борьба за создание артели с местным "кулаком" - Егором Конашевым. И если в начале книги Конашев не вызывает симпатий, то ближе к концу, даже в этой глубоко просоветской книге, становится видна трагедия этого человека - всю жизнь трудившегося, знающего толк в деле, болеющего за свою землю и торговлю хозяина. И момент в лесу - когда совершается внутренний перелом, когда человек идет на страшное преступление - это просто блестяще написанный триллер. И в итоге "кулак", "мироед" и вообще "классовый вражина" - практически единственный цельный характер в книге!

    А причем тут какие-то "Девки", спросите вы. А девки, то есть незамужние женщины крестьянского сословия, нужны Николаю Кочину как сказочные присказки про "жили-были" - чтобы начать рассказ, чтобы через их судьбу (одинаково нелегкую - и в богатстве, и в нищете) завлечь нас к рассказу о начале коллективизации русской деревни.


    Все одно - бабья доля. кажды год на сносях да еще работай до упаду. баба в деревне и печет, и варит, и стирает, и детей рожает, и нянчит, и мужа ублажает. И за это одна ей награда - выволочка.

    Девок много, но сюжет конкретно вертится вокруг да около двух - Прасковьи Козловой - нищей сироты, поденщицы, перестарка и Марьи Бадьиной - наследницы крепкого крестьянского хозяйства, обласканной и любимой дочери. Одной (угадайте какой именно?) уготована партийная работа и мученический венец ( стране нужны новые герои!), а второй - неудачное замужество, мытарства и страдания, а затем счастливый невенчанный (истинно комсомольский, без предрассудков прошлого) брак с местным молодым да ранним комсомольцем.
    Всю книгу я бы условно разделила на две очень неравноценные части - бытописательная, глубоко, со вкусом и знанием дела написанная часть - про деревенское житье-бытье, про свычаи - обычаи


    Жених,усердно пыжась, прел в суконной шубе на хорьковом меху, снимать ее свахи не наказывали. - в такой шубе жених дорого выглядит.

    И вторую часть - прямолинейно партийную, бьющую по лбу плакатчиной


    Во всю стену плакат:"Наступление на капиталистические элементы по всему фронту".
    На другой стене плакат: "Примиренчество с правым уклоном - убежище оппортунизма".
    На третьей стене плакат: "Ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации".

    Сразу тоскливо стало от всех этих парткомов, месткомов, ВИКов, РИКов и прочей, набившей оскомину аббревиатурщины советского периода. Тоскливо стало от деления людей на "правильных" и "неправильных", партийных и беспартийных, с пролетарским происхождением и "из буржуев". Правда тоску разбавляет местами встречающийся юмор, и речь деревенских жителей, щедро пересыпанная присказками, поговорками, пословицами.
    Никаких сюрпризов книга мне не принесла, ведь стоило только посмотреть на год написания и гражданство автора, и большинство шаблонов были уже известны наперед - лозунги, классовая борьба, кулаки, несознательность и др и пр.
    Отдельными нотками - в основном через размышления Прасковьи, проскальзывает тема под условным названием "женщина - тоже человек!", но как-то она не получила особого развития, так - зарисовки, обрывки мыслей.
    Зато как хороша природа! С огромной любовью описаны Кочиным родные края, живописно и многокрасочно любуется он лесами, водными просторами во все времена года. И текст становится в эти моменты таким певучим, переливчатым - есть чем насладиться!


    • А зимой, - говорил дед, - а лесах место чисто и светло. Голая стоит осина, и береза, и ольха, и дуб. Покрыты снегом чарусы, жидкие трясины, под землей скрылись бездонные топи, скованы болотные пучины, незримы коварные полыньи. Спит сейчас вся нечистая сила и окаянная сила. Русалки, и вурдалаки, и варнаки, и лешие, и чаровницы. Болотняк не хохочет, не скачет, не плачет, он под землей спит в подводном синем царстве. Недаром крещеный люд говорит, что в тихом омуте черти водятся. А в лесных болотах они рождаются и подрастают. спят зимой гады земные: жабы, змеи, медянки, которые сквозь дома и людей проскакивают. спит и царь лесной - медведь, спит как убитый в своей берлоге под хмурой, старой елью в овраге.

      По-моему автору и вовсе не стоило лезть в политику, но время было такое - невозможно было печататься и оставаться в стороне от общественных процессов. А жаль, потому что, все что есть в этой книге от души, от любви к народной истории, к природе - прекрасно.

    9
    106