Рецензия на книгу
Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы
Александра Баркова
Аноним2 августа 2025 г.Краткий экскурс в славянское язычество
Вот я и завершила изучение второй книги о славянской мифологии, о которой упоминала в предыдущей рецензии к книге «Славянские мифы» от издательства «Бомбора» . Что же могу сказать по итогу?
В целом данная книга произвела на меня большее впечатление, однако, к сожалению, я вновь не нашла в ней того, что изначально искала – истории возникновения и значения ныне сказочных персонажей, таких как Баба-яга, Кощей Бессмертный и других. Но давайте обо всем по порядку!
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это язык изложения материала. Текст написан легким и доступным языком, а его структура, на мой взгляд, более продуманная по сравнению с книгой «Славянские мифы», о которой шла речь ранее.
- Славянские мифыО славянских мифах, язычестве и страшных сказках
Следующее, что стоит отметить, – значительное разнообразие рассматриваемых персонажей, включая как пантеон богов, так и языческих существ. Мне очень понравилось, что автор разбирает не только предполагаемые истоки возникновения тех или иных образов, но также уделяет внимание этимологии имен и связанных с ними слов.В данной книге представлено относительно небольшое количество исторических вставок, особенно если сравнивать со «Славянскими мифами». Как человеку, уже знакомому с этим материалом (хоть и не с особым энтузиазмом), мне все было понятно и без дополнительных пояснений. Но, возможно, что читатель, который обратится к этой книге как к первому источнику для знакомства со славянской мифологией, может немного разочароваться из-за отсутствия достаточного исторического контекста. К слову, именно на этот недостаток ссылаются во многих рецензиях к данному материалу.
Здесь же следует отметить еще одно упущение. На мой взгляд, автор уделила недостаточно внимания разнообразным языческим праздникам и обрядам. Хотелось бы все же побольше узнать о некоторых из них – особенно о тех, которые пусть и в измененном виде сохранились до наших дней.
Переходя к самой ожидаемой для меня главе о сказках, отмечу интересное наблюдение автора: большинство сказок, которые рассказывали детям в прошлом, содержали пугающие мотивы и по современным меркам относились бы к категории взрослой литературы из-за своей жестокости. К сожалению, эта глава вновь оказалась самой короткой и не раскрыла практически ни одного сказочного персонажа. Однако следует признать, что автор предоставила убедительное и логичное объяснение отсутствия подобного материала в данной книге.
(Не) допустимость критики
Отдельно хочу остановиться на заключительной части книги. Возможно, я недостаточно осведомлена в этических нормах научной или околонаучной публицистики, но, на мой взгляд, критика работ других авторов из данной сферы не является хорошим тоном… Я допускаю, что если труды известных исследователей были признаны научным сообществом недостоверными, об этом стоит упомянуть. Однако автор, на мой взгляд, выразилась излишне критично и, возможно, даже высокомерно, перечисляя работы коллег, которые, по ее мнению, не заслуживают внимания. Это, конечно, мое субъективное восприятие написанного, но оно в конечном счете несколько омрачило общее впечатление от книги.Подведем итог
Я считаю, что данная работа отличается более продуманной структурой, легким стилем изложения материала и предоставляет более разностороннюю информацию. На мой взгляд, она прекрасно подходит для первого знакомства со славянской мифологией.Тем не менее, я бы рекомендовала начать с книги «Славянские мифы» издательства «Бомбора», поскольку в ней более подробно раскрыт исторический контекст формирования славянской культуры. Однако даже без предварительного прочтения этой работы можно получить достаточно полное представление о теме.
Что касается моих дальнейших планов – я продолжу поиск литературы, посвященной роли сказки в славянской культуре и эволюции сказочных образов. Буду признательна, если вы сможете посоветовать мне подходящую книгу!
20294