Рецензия на книгу
Славянские мифы
Автор неизвестен
Аноним1 августа 2025 г.«...тайна всегда притягательна, недостаток сведений всегда будит фантазию...»
Серия книг «Мифы мира. Самые сказочные истории человечества» от издательства «Бамбора» мне уже хорошо знакома. В моём книжном багаже несколько прочитанных книг, есть явные фавориты, а вот теперь нашёлся и тот представитель серии, который совершенно не произвёл впечатления.
И, как это ни странно, это оказались славянские мифы, хотя изначально я думала, что из всего многообразия именно эти будут мне интересны больше других. Но, к сожалению, послевкусие прочитанного оказалось скорее горьким, чем навевающим приятные воспоминания и открывающим новые, неизведанные ранее тайны мифологии.
Начать надо с того, что меня несказанно смутило, когда в самом начале книги автор пишет о том, что никаких точных данных и источников о славянских мифах нет. Есть некие предположения и догадки, которые в большинстве случаев ничем не подтверждены.
В этой книге мы поставили перед собой интересную и сложную задачу – рассказать о том, о чем практически ничего не известно. Речь пойдет о мифологии древних славян.Есть «Велесова книга», но её подлинность до сих пор является причиной для споров, но, скорее всего, это искусная подделка, нежели внушающий доверие источник, по которому можно судить о рассматриваемом предмете. И получается, что все мифы славян могут состоять из сплошных предположений и оптимальных гипотез того, как это могло быть. А вот как было на самом деле, так и осталось для меня загадкой. И если другие книги данной серии дали мне более чёткое понимание о том, что я читала, то славянские мифы так и остались для меня вещью в себе.
Но если абстрагироваться от всего вышеизложенного, то были моменты, которые вызвали у меня довольно большой интерес и показались мне увлекательными. Например, то, что у славянской мифологии много общих моментов со скандинавской. Надо отметить, что скандинавские мифы наравне с египетскими — пока являются моими фаворитами.
История Древнего Египта – в принципе одна из моих любимых тем, а скандинавские авторы, что удивительно, оказались мне довольно близки. Также было очень любопытно прочитать про языческие обряды, которые сохранились с приходом христианства – Масленица, похороны «Костромы» и другие, которые, хоть и несколько трансформировавшись, но стали неотделимы от христианских традиций.
В любом случае мы постоянно сталкиваемся с тем, что в истории русской культуры крайне сложно отделить языческое от христианского, а миф – от сказки, былины и исторической хроники. И, несмотря на очень малое количество дошедших до нас источников, в которых нашли отражение дохристианская культура, религия и мифология, имеющиеся памятники создают цельную, величественную и яркую картину.До знакомства с этой книгой мне, честно сказать, не были особо знакомы имена богов славянской мифологии. Возможно, я слышала некоторые из них, но какой-то конкретной информации, как, скажем, о египетском боге Ра или греческом Зевсе, или скандинавском Одине, я точно не обладала. Моё упущение, конечно...
Именно поэтому мне была столь интересна глава про великолепную шестерку Владимира Святославовича – Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши. Конечно, рассказ о них преимущественно идет в предположительных тонах и размытых красках, но все равно даже в таком виде читается увлекательно. Также с большим интересом прочитала главы про русских сказочных персонажей и возможные объяснения, почему сложились именно такие образы и откуда они вообще появились – это и Баба-Яга, и Кощей, и Леший, и Кикимора.
Низшая славянская мифология – это невероятно интересный, яркий и обширный мир.Надо отметить, что книга написана довольно простым языком, читается легко, а объём позволяет, особо не вздыхая, довольно быстро его освоить. Но при всём этом общее впечатление какое-то невнятное, даже есть некий момент разочарования. Но в любом случае не жалею, что прочитала. Время не потрачено даром, открыла для себя немного интересного, а самое главное — большое желание узнать по этой теме чуть больше, просто в других источниках.
45209