Рецензия на книгу
Девки
Николай Кочин
greisen11 августа 2015 г.Если теперь какая-нибудь бабка у подъезда затянет волыну про заголяющихся на экранах девахах, “а вот в советские времена оооо!” и про бесстыжесть современной молодежи, то мне теперь будет чем крыть. Ведь девки - они в любые времена девки, то есть сила. А все потому, что появился в моей жизни нижегородский писатель из крестьянства, который всю-всю правду рассказал про жизнь бабью горькую, про светлый путь коммунистический, да про счастье, что новый порядок бабам-несознательным элементам принес.
Вроде бы типичный соцреализм в книге Кочина, да не совсем. Вся книга как-бы наслоение одной темы на другую. Какие-то темы написаны лучше, какие-то хуже. Советская пропаганда целыми абзацами вяла, безжизненна и совершенно неадаптирована для художественной книги. Описания природы выгялдят неуместными, пресными и проигрывают мастерам. А вот житье-бытье селян описано живо, ярко, достоверно. Вот они на страницах повести, живые, настоящие, каждый со своим крепким словцом, с шутками и прибаутками, сплетнями, чувствами и озорством - живые люди, а не какие-то там картонные болванчики. Возможно, кому-то они реальными не покажутся: слишком уж неадекватно ведут себя что парни, что девки, что взрослые жители Немытовки. Да только с их точки зрения мы тоже покажемся странными. а ведь между нами всего 100 лет пролетело. Всего? Или уже?
Не только про девок эта книга. Да, несомненно, девки главное действующее лицо здесь. Не по отдельности - по отдельности слабы они и запуганы старшим поколением. А вот артель уже может и отпор обидчикам дать. Боязно жить бедовой Наташке, а вот с Парунькой уже и солнышко ярче светит, и помирать не страшно. В начале книги девки Кочина - серая и забитая масса, в конце - строители новой жизни. Так положено у социалистического писателя. А что же между этими полюсами? Мужики и парни, которые сознательно портят этим девкам жизнь. Влияние среды, тонко чувствующей и душащей любую инаковость.
Иногда мне кажется, что Кочин сам не до конца понимает о чем пишет.
Вот он желает высмеять Марью и ее несознательную семейную жизнь на самом деле описывает зависимость девушки от старшего поколения и, как следствие этой внешней несвободы - свободу внутреннюю, “в кого хочу - в того влюбляюсь”. И она влюбляется, лишь только на горизонте появляется человек не такой, как ее окружение.
Вот он сочувствует обманутой Паруньке. Но из всего рассказа чувствуется, что Парунька-то и сама не прочь обмануться. А партийная сознательность у нее от безисходности.
Вот Егор Канашев, антисоветский элемент, читай - кулак. А мотив его поступков сквозит в каждом его диалоге. Хочет он выбиться в знатные люди, чтобы семья держалась крепко, ела сытно, да горя не знала. Мечта его - большая вывеска “Канашев и сын” на производственных мощностях . Нет в его мечтах ничего против советской власти поначалу, скорее наоборот - видит он в ней новые возможности для собственного роста.
Вот Мишка Бобонин, который как мог реализовывал свою деревенскую мечту о красивой жизни.
И автор вроде бы осуждает злые шутки удалых молодцов. Да осуждает на словах, а шутки описывает с налетом ностальгии по молодым годкам. Не свои ли юные годы описывает автор, повествуя о причудах Саньки Лютого, балагура и краснобая, любителя покутить на молодежных посиделках, но в то же время селькора, лектора, заведующего избой-читальней.
То есть об отрицательных героях и отрицательных поступках пишет Кочин отрицательно, как партия велела. А получается как в жизни - относительно.Такая книга. Вроде бы черно-белая, рабоче-крестьянская против кулаков. А приглядишься повнимательнее - за шаблонными речами стоят живые люди, о которых это все написано
1085