Рецензия на книгу
La peste
Albert Camus
PRS224631 июля 2025 г.Бей, беги, замри
Роман Чума самое известное произведение философа и писателя экзистенциалиста Альбера Камю. Сам текст представляет собой некую аллюзию на жизнь французского общества в период немецкой оккупации и влияния идей фашизма (данную идеологию не редко именуют как «коричневую чуму»). Для создания подобного образа, без привлечения прямых отсылок, автор использует идею общества города Оран в период эпидемии чумы 194… года. Образ и последствия чумы достаточно известны для европейской истории, но для Камю чума лишь завязка для раскрутки маховика сюжета, где каждый герой занимает свою позицию бить, бежать или замереть.
Люди, выбиравшие позицию «бей» не хотят сдаваться. Они встают на путь сопротивления тому мировоззрению и устройству, что несет собой эпидемия. Так доктор Рие, один из главных героев, не опускает руки, он продолжает не столь борется с конкретной болезнью, а выполнять свой долг как медик для всех нуждающихся. И Рие таков не один, на пути сюжета встречаются люди, которые не могут оставаться в стороне от проблем города.
Есть те, кто занимает позицию «беги». Они стремятся покинуть страдающий город, сначала легальными, позже нелегальными путями. Одним из таких персонажей является приезжей журналист из Парижа Раймон Рамбер ищущий выход из карантина. После долгих изысканий Раймбер находит способ покинуть город, но в нужный момент отказывается от бегства в пользу первой позиции. И всё же он один из таких.
И последняя позиция «замри». Это люди, которые смиряются с буднями в эпидемию. Они стремятся либо её не замечать, либо приспособится к ней. Так кто удовлетворяет свои потребности не взирая на нужды других, кто старается отрицать опасность от чумы, а кто заработать от сложившийся ситуации. В тексте часто встречается проповедник отец Панлю видящий в эпидемии божью кару. Панлю желает укрепить ослабшую в жителях веру в Христа и церковь. Но сталкиваясь лицом к лицу с трагедиями от чумы, вера самого святого отца начинает подаваться испытанию на прочность. Другим же из «замеривших» показывается неудавшийся самоубийца Коттара, который с начала эпидемии становится уважаемым контрабандистом заполняющий черный рынок Орана дефицитом. Он становится одним из немногих кто не только не боится чумы, но и доволен её началом. Соответственно завершение оной, становится для него концом смысла его существования. Его мир рушится и с ним рушится его мироощущение.
В конце концов эпидемия завершается, но она, по мнению доктора Рие, не заканчивается для жителей навсегда. Каждый из переживших её становится носителем памяти о ней. Каждая смерть и трагедия этих девяти месяце остается шрамом на душе города. В тоже время чума не исчезла, она лишь скрылась на время, и рано или поздно эпидемия вспыхнет вновь.Содержит спойлеры4208