Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Carapecosa31 июля 2025 г.

    Лет так 10 назад я читала отрывки этого романа на занятиях по немецкому.

    Торжественно обещала себе однажды таки прочитать его целиком, но, как вы уже поняли, руки до него дошли только в 2025.

    Что тут:

    Семейная сага, охватывающая жизнь нескольких поколений богатого и влиятельного семейства Будденброков: от пика возможностей до полного угасания.

    Причём, весь этот процесс — медленного увядания и потери могущества расписан очень подробно и обстоятельно.
    Иногда, на мой вкус, даже излишне, с другой стороны — отчетлива видна причина каждого следствия.

    Роман начинается со сцены в семейном доме Будденброков, где старый коммерсант Иоганн Будденброк в окружении детей и внуков, обсуждает дела фирмы.

    У них хорошее благосостояние, крепкое положение на рынке, отличная хватка, и дед уверен — уж наследники-то всё это дело приумножат.

    Но, чем лучше финансовое состояние семьи, тем больше её члены начинают задаваться вопросами необходимости этой постоянной работы на благо фирмы.

    Да и, что уж скрывать, далеко не каждый хочет посвящать этому свою жизнь.
    Ведь зачем работать, если можно не работать.

    Так, постепенно начинают утекать денежки, прибыль уменьшается, а не самые удачные сделки и замужества будденброковских дам изрядно «треплют» и без того сократившееся состояние.

    Каждое новое поколение, «молодая кровь», которая в мечтах старших членов должна усилить их род и вернуть былое влияние, наоборот, ведёт их к большему упадку, а себя — к саморазрушению.

    Томас Манн мастерски прописывает своих персонажей.
    При этом, сам он держит дистанцию — нет у него любимчиков, кому бы неожиданно благоволила судьба или его авторская рука.

    Почти каждый полон сомнений и противоречий, которые мешают им жить, приводя одних в психушку, других к неврозам и болезням.

    Постоянное столкновение «долга» и собственных желаний — то, что лейтмотивом проходит через весь роман.

    В этом свете было очень жаль юного Ганно — правнука Иоганна, названного в его же честь.

    Есть в этом какая-то злая ирония, что тот, на кого возлагаются самые большие надежды на возвращение былого, меньше всего по своей натуре для этого подходит.

    Ему безразлична коммерция, он талантлив в музыке, но долг и возложенная ответственность давят на него едва ли не с пелёнок.
    Приводит ли это к чему-то хорошему? Несложно догадаться, что нет.

    В общем-то, как и в «Волшебной горе»,  на протяжении всего романа здесь ощущается неизбежность какой-то тихой катастрофы.
    И читатель просто смиренно ждёт, когда же она случится.

    Что здесь для меня было сложным, так это женские персонажи. Антония — регулярная причина заката моих глаз и раздражения.
    Я пыталась её «понять и простить», но это выше моих сил.

    Возможно, остальные бы меня раздражали не меньше, ведь предпосылки к этому были, но так как Тони была всё время на переднем плане, то ей и приз моих читательских несимпатий.

    Ну, а в общем и целом, роман понравился. Не уверена, что захочу его перечитать однажды, а вот экранизацию посмотрю обязательно.




















    8
    386