Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гараж

Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов

  • Аватар пользователя
    readinggirl31 июля 2025 г.

    Человека надо охранять от человека.

    вся моя сознательная жизнь прошла под знаком этого фильма. мне было совсем немного лет, когда фильм вышел на голубой экран. в то время многое мне было не понятно. но я запоминала лишь смешное. стоит ли говорить, что самой смешной сценой была сцена последнего голосования? сейчас фильм неофициально запрещен к показу. но это не точно... впрочем, если и не запрещен, то посмотреть его можно лишь в закрытом доме с задернутыми шторами, чтоб соседи не настучали.
    и тогда - тадам! - нас спасает книга.


    Лучшая сатира, бесспорно, та, в которой столь мало злобы и столь много убедительности, что она вызывает улыбку даже у тех, кого она бьёт.
    Георг Кристоф Лихтенберг

    о том, что фильм снят по пьесе, я узнала уже в очень солидном возрасте. и, прочитав, была очень удивлена, что пьеса почти не отличается от фильма. вероятно, объяснением этому то, что один из автором пьесы и режиссер фильма - один и тот же человек. то есть тут явно прослеживается - как вижу, так и пою.
    и все же пьеса отдает грустью... то ли я поумнела, то ли просто повзрослела))
    на самом деле, это очень сатиристическая пьеса. авторы, не щадя никого, прошлись по всему, чем отличился тот самый пресловутый период застоя, который сейчас некоторые хают, но многими (жившими в то время, а не воспитанными книгами о попадцах в ссср) вспоминается как некое благо (пусть даже тихо на кухне среди своих).


    Кто-то сказал, что цивилизацию от варварства отделяют двадцать четыре часа и два приёма пищи.
    Гейман, Пратчетт "Добрые презднаменования"

    меняются правители. меняются политические лозунги и программы. только люди не меняются. а зачем? всегда есть приспособленцы, есть дети заслуженных, есть начальство и есть те, кто работает и кого за это погоняют. именно последние имеют всего лишь право, не подкрепленное ничем материальным.
    авторы пьесы заключили своих героев на малое время в замкнутом пространстве. стоит отметить, что герои сплошь та самая (вшивая) интеллигенция. инженеры, ученые, врачи. но, как говорится, что в человеке булькает, то из него и выплескивается. конечно, на людях все мы милые, воспитанные (твари) "человеки". только в тот момент, когда тебя лишают твоего, как тебе кажется, заслуженного, ты становишься тем, кто ты есть на самом деле.
    данная пьеса выросла из аналогичного собрания, на котором побывал Эльдар Рязанов, который впоследствии удивлялся тому, какими предстали его коллеги и знакомые при обсуждении гаражно-строительного вопроса.


    Среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишённых совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц.

    он признавался, что на реальном собрании не смог заступиться за исключенных, поэтому выплеснул свои эмоции сначала в пьесе, потом в фильме, скрыв под маской юмора и простоты едкую сатиру (потому что все знают, что клевещущих на советскую действительность, расстреливали на Красной площади без суда и следствия)).
    да и никто не может с уверенностью сказать, что он полез бы на амбразуру/стал бы той самой белой вороной/вышел на протест. на словах то мы все герои... а на деле очень просто обижаем других, вешаем ярлыки и превозносимся, что уж мы-то!.. мы точно не такие. проблема только в том, что мы еще хуже. вот и смеемся над тем, что было тогда, предпочитая не замечать, что сейчас все намного ужасней, и оттого страшнее.


    Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх, вы...
    Николай Гоголь "Ревизор"
    10
    107