Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним31 июля 2025 г.

    Железобетонный век. Железобетонный человек

    Она играет, играет чужие роли,
    В рукавах все ключи, в голове все пароли.
    Она открывает любые двери.
    Я тоже однажды такой поверил.
    Актриса по жизни, актриса по жизни…
    Моральный кодекс, "Актриса"

    Хотя воспевать я буду Равика, но все время в связи с Жоан в голове крутилась эта песня.
    Как же я соскучилась по Ремарку! Невероятно хотелось что-нибудь у него почитать. И я начала книгу где-то в апреле, если не в марте. Хотела даже в совместных чтениях поучаствовать. И... вот, дочитала.
    А надо было всего-навсего погрузиться в книгу. Потому что влюбилась я - ну просто с первых страниц! Влюбилась - конечно, в образ главного героя, Равика. Знаю, что в некоторых переводах он Равич, но у меня был Равик, поэтому и буду так его называть. И покорил он меня тем, что он какой-то... НАСТОЯЩИЙ. Беженец из Германии, нелегально живет в Париже, пережил одну войну, а вторая уже вот-вот, на кончиках пальцев. А еще он врач, хирург, и делает подпольные операции. И одним вечером он встречает на мосту Жоан...
    Вот и все. Эти 500 страниц мы будем следить за жизнью Равика. Встречается он с Жоан или не встречается, ходит по барам или делает операции, спит или мучается бессонницей. Будет у него там одна незакрытая вендетта - но она раскроется ближе к концу. А пока... Равик покорил меня тем, что, достигнув самого дна жизни и пережив столько, что и на всех беглых немцев хватило, он - продолжает жить. Война войной - а ноги должны быть в тепле, прощает людям маленькие слабости и капризы. Может, в душе и кого-то осуждает, но внешне это не показывает. Можно сказать, что он буквально видит людей изнутри - и все они там... Очень хорошее определение мелькнуло в книге: "Железобетонный век". Да и Равик - эдакий железобетонный человек, которому просто нужна твердая рука и холодная голова. Но очень яркая сцена с гибкой мадамой, которая так переиграла Равика, что он даже с удивлением признал ее талант, подтверждает: "Где гибкий прогнется, твердый сломается".
    Да и вообще! Все сцены, детали, люди, с которыми Равик встречается, создают такую объемную, яркую, наглядную картину. Будь то мальчик, потерявший ногу, знакомые Равику беженцы и служащие, огни Триумфальной арки или тишина Сен-Жерменского сада. Мазок за мазком автор словно рисует картину, слепок: времени, Парижа, настроений, героев. Ну а Борис Морозов - это отдельный вид... персонажа. Хотя... Я до сих пор не определилась, за что снимаю звездочку. Сказала бы, что объем многоват - но вот мысленно прохожусь и не нахожу, что попросила бы выкинуть. Просто эта хроника день за днем читалась чуть вязковато. Ну а образ Жоан... Знаете, она меня даже не раздражала, и я не злюсь на нее. Вот такая она: актриса, женщина-кошка. Я еще не знала, что герр Эрих так отрефлексировал свои отношения с Марлен Дитрих, но почувствовала. Просто удивлялась - ну насколько же они разные, ну просто как магниты с разными знаками или планеты, вращающиеся с разной скоростью. Они словно просто не совпадают! А в жизни... было и похлеще.
    Сильно меня захватило произведение, в котором просто человек проживает свою жизнь. А когда все начинается с яркой, освещенной площади Триумфальной арки и Парижа - города тысячи огней и лиц. А заканчивается тем, что Триумфальную арку окутывает тьма... Советовать тут кому-то сложно: книга либо откликнется и отзовется, либо... Наверное, посоветую не брать ее, как книгу о любви. Которая здесь - скорее тема для дискуссий. Равик может залезть людям в брюшную полость, но вот что творится в их душах...

    108
    1,5K