Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Двенадцать стульев

Илья Ильф, Евгений Петров

  • Аватар пользователя
    NikitaOganesyan30 июля 2025 г.

    История о грехопадении одного добропорядочного советского концессионера.

    Один из лучших романов, которые мне доводилось читать за всю жизнь. Полный юмора, энергии и яркой сатиры на советское общество, он захватывает дух до сих пор, спустя почти 100 лет после написания! (Воистину показатель мастерства авторов.) Я поймал себя на мысли, что роман очень напомнил мне другую, мою самую любимую книгу – "Мастера и Маргариту" Булгакова. Посудите сами: и там, и там – сатира на советских граждан и в целом на Советский Союз (в "Мастере и Маргарите" этому посвящена отдельная сюжетная линия – "Дьявол в Москве", здесь сатира органично вписана в повествование и приключения двух главных героев). Возможно, это одна из причин, почему этот роман мне так понравился, есть у него что-то общее с Булгаковым.

    Забавно, что, в отличие от "Мастера и Маргариты", мне не доводилось слышать про "Двенадцать стульев" ничего конкретного, почему-то его почти не обсуждают. Периодически видел по телевизору рекламу ВТБ по мотивам этого романа, где двое мужчин оживлённо торговались из-за стульев на аукционе: "А был бы тогда ВТБ..." Ни одной экранизации, как вы поняли, я тоже не смотрел, поэтому впечатления от прочитанного были самыми яркими.

    Теперь поговорим о чём "Двенадцать стульев". Приличный мужчина Ипполит Матвеевич Воробьянинов узнаёт от своей умирающей тёщи о её спрятанных бриллиантах в одном из двенадцати гамбсовских стульев, которые, к сожалению, были уже давно распроданы. Ипполит Матвеевич, оценивший камушки в 150 000 советских рублей, ждущих, пока он освободит их от набивки и английских пружин, отправляется на поиски. Совершенно случайно Воробьянинов делится своими переживаниями с молодым пронырой и талантливым мошенником Остапом Бендером (невольно возникали ассоциации с Бендером из "Футурамы"), что связывает обоих единой целью. Теперь знакомые вынуждены объединить свои силы и работать сообща ради крупной наживы, тем более что по их следам идёт конкурент – священник Фёдор из церкви Флора и Лавра (возникали ассоциации с Фроло из "Собора Парижской Богоматери"), узнавший о сокровищах от той же тёщи на смертном одре. Теперь гарнитур мадам Петуховой оказывается под угрозой, кому удастся первым заполучить сокровища? Какие приключения ждут наших героев? Всё это вы узнаете, прочитав роман.

    Выше была озвучена завязка, дальше возможны более-менее серьёзные спойлеры. Если вы не читали роман, советую воздержаться от дальнейшего чтения, иначе рискуете потерять много удовольствия. Я предупредил. Если вы уже прочитали книгу или не боитесь спойлеров, как говорил великий комбинатор: "Заседание продолжается!"

    На самом деле авантюрные приключения и комедийный жанр – это лишь верхний слой айсберга. Чем ближе конец книги, тем мрачнее становится роман, улыбка от неловких ситуаций и хитроумности главных героев пропадает, другая сторона медали обнажается и становится видна изнанка этой истории. Столько людей было обмануто, столько боли и страданий наши авантюристы причинили ни в чём не повинным гражданам, вставшим у них на пути к заполучению стульев. Сам Воробьянинов в погоне за счастьем лишается абсолютно всего, не только материального благополучия, но и своего достоинства, которое ему, скорее всего, никогда уже не вернётся (Бендер не в счёт, он и так был смоляной душой). Из этой авантюры с наименьшими потерями удалось выйти священнику Фёдору (это иронично, ведь на протяжении всей истории он позиционировался как неудачник): у него осталась любящая жена и дом, да, денег нет, но думаю, если он чему-то научится и будет усердно работать, то через пару лет финансовое положение удастся поправить. На самом деле, в конце его было искренне жалко. За такое двойное дно мне, в том числе, так понравился этот роман.

    Количество реминисценций, оммажей (или, если по-простому, отсылок) в книге колоссальное! Сначала я старался каждую выписывать или запоминать, но их оказалось такое великое множество, что я бросил это бесполезное занятие. Перечислю наиболее яркие: Евгений Онегин, Печорин, Маяковский, Заратустра, "Женитьба" (Гоголя) – и это только малая часть. Почти наверняка, из-за незнания, какая-то часть прошла мимо меня.

    Далее спойлер, если не читали, лучше не открывайте.

    Смерть Остапа Бендера стала для меня одной из самых трагичных и печальных смертей персонажа в литературе. Последние главы, в которых стремительно происходит развязка, контрастируют с неспешным темпом повествования до этого. Из-за этого шок от такой сцены только усиливается; нам на это намекали ещё тогда, когда Бендер начал от радости дразнить и тем самым очень злить Воробьянинова. До конца верил, что всё обойдётся, но нет, это стало последней каплей.


    Ипполит Матвеевич вырвал руку и быстро ушел вперед. Шутки эти доводили его до исступления. Остап нагнал Воробьянинова у входа в розовый особнячок.
    — Вы в самом деле на меня обиделись? — спросил Остап. — Я ведь пошутил. Свои три процента вы получите, ей-богу, вам трех процентов достаточно, Киса.
    Ипполит Матвеевич угрюмо вошел в комнату.
    — А, Киса, — резвился Остап, — соглашайтесь на три процента. Ей-богу, соглашайтесь. Другой бы согласился. Комнаты вам покупать не надо, благо Иванопуло уехал в Тверь на целый год. А то все-таки ко мне поступайте, в камердинеры... Теплое местечко. Обеспеченная старость! Чаевые! А?..

    Как жаль, что теперь великий комбинатор больше никогда не скажет своё коронное "лёд тронулся" и "заседание продолжается".

    Что можно сказать в заключение? Наиболее подходящий жанр для "Двенадцати стульев" – это весёлая драма (или чёрная комедия). Сатиры на СССР было много, огромное количество второстепенных персонажей с нотками гротеска. Сначала нам долго описывают такую "марионетку", только для того, чтобы потом с грохотом столкнуть её лбом с нашим авантюрным дуэтом и отправить ко дну, как "Титаник". Поначалу кажется скучно, потом вчитываешься и становится веселее и интереснее. Весь сюжет книги можно пересказать буквально за три минуты – это не хорошо и не плохо, такая особенность наблюдается у любых приключений; здесь важна не сама история, а эмоции, полученные во время прочтения. Зато мораль тут вполне однозначная: "Не теряй себя в погоне за богатством". Деньги – это деньги, они приходят и уходят, а вот душу человека поменять тяжело, если она испортится, то вернуть чистоту будет очень трудно. Несмотря на то, что внешность и деньги сейчас, объективно, решают все проблемы, такие книги напоминают и про другие важные, нематериальные аспекты нашей жизни.

    Содержит спойлеры
    5
    213