Рецензия на книгу
Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого
Фридрих Ницше
Аноним30 июля 2025 г.Не нужно приходить к Заратустре чтобы его понять, Заратустра однажды сам придёт к вам, когда вы будете готовы для его мудрости.
Настало время человеку поставить себе цель. Пора ему посадить росток высшей надежды своей. Пока ещё изобильна и щедра земля его: но придёт время, и станет она скудной и бессильной, и ни одно высокое дерево уже не вырастет на ней.Предисловие. В первый раз эта книга (первая в жанре философия) попала в мои руки в 2022 году, когда мне было 13 лет, и первое знакомство с Ницше и околофилософской литературой не задалось. Осилить удалось ровно четверть книги, было скучно, сюжета не было, и после 90-й страницы "Заратустра" был закрыт на долгое время и отправлен стоять на полку. Прошло много времени, недочитанная книга тянулась словно якорь за плечами (как же так – думал я – непокорённая книга должна быть рано или поздно преодолена!). И вот настал момент, когда я решился вернуться к этому тексту ещё раз, уже совсем другим человеком. Как вы могли понять из оценки, на этот раз "Заратустра" был мной принят и проглочен с огромным удовольствием. Ниже предлагаю поговорить и разобраться, о чём же всё-таки говорил Заратустра?
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его в глубь земли, вниз, во мрак – во зло.Ницше часто критикуют за то, что его идеи сильно повлияли на Гитлера и нацистское движение в 30-40-х годах. Да, получилось нехорошо, но тут беда не с автором, а с интерпретациями его идей. С таким же успехом Гитлер мог вдохновиться любым другим автором и радикально истолковать его идеи. Критикуют произведения Ницше и за сомнения в его вменяемости, частые приступы мигрени, а последние годы и вовсе в психиатрической больнице. Тут сказать ничего не могу, гении часто остаются непонятыми. Тем не менее, призываю оценивать его книгу без предвзятости и скепсиса.
Познавая, очищается тело; приобретая опыт знания, возвышается оно; у познающего освящаются все влечения; радостна душа у возвысившегося.Часть первая. Уникальность произведения заключается в том, что Ницше смешал в нём философию и художественную литературу. Да, как было сказано выше, сюжета почти нет. Заратустра (великий мыслитель, созидающий и познающий истину) скитается по миру для осуществления своей цели, своего предназначения: открыть миру правду и избавить людей от их пороков. Внутри этого сюжета и разворачивается весь поток мыслей автора, его убеждения и учения, адресованные читателю. По моему мнению, не прочитав философа самому, Ницше невозможно понять в полной мере. Громкие цитаты, которые так любят вырывать из контекста и вставлять вообще куда угодно, – лишь верхушка айсберга. Когда ты сам читаешь полный текст, ты словно впадаешь в транс и по-настоящему начинаешь понимать его идеи и философию.
Лучше не знать ничего, чем многое – наполовину! Лучше на свой страх и риск быть дураком, чем мудрецом за счёт чужих мнений!Основные концепции всем известны: Бог умер, человек – это канат между обезьяной и сверхчеловеком, душа совершает три превращения (все эти идеи есть буквально в первых 50 страницах книги, поэтому каждый может самостоятельно с ними ознакомиться, и, возможно, поэтому они стали такими известными, ибо не каждый осиливает текст полностью). Разбор всех идей Ницше уже давно был сделан до меня, поэтому не буду переоткрывать колесо, а поделюсь лишь с интерпретацией превращения духа, которой мне нигде не доводилось слышать. С верблюдом и львом всё понятно: верблюд – это каждый человек на раннем этапе жизни (или всю жизнь, человек может и умереть верблюдом, зависит от его души). Он без устали идёт по пустыне, куда его направляют (по жизни), и накапливает знания, которые он находит или ему дают (как верблюд накапливает питательные вещества в своём горбу). В какой-то момент душа совершает первое превращение, и верблюд становится львом. Человек, как и лев, становится сильным и агрессивным, он сметает все ложные учения и установки, которые есть в этом мире, отрицает ложные учения и, в целом, перестраивает мир под себя. А с последним превращением самое интересное – и тут моё мнение. На протяжении всей книги Заратустра проходит все стадии превращения духа, осознавая к концу третьей части, что ему нужно превратиться в ребёнка (последнюю стадию). Возможно, последняя стадия подразумевает в себе зачатие каждым мужчиной своего ребёнка; до этого момента он как бы созидает, набирается опыта, разрушает и разбивает старые скрижали, и подходит к последнему, третьему этапу – своему метафизическому превращению в младенца (ведь, как мы знаем, наше потомство есть наше продолжение и наша частица, что является своеобразной формой бессмертия). Именно в этом и заключается третье превращение нашего духа, и цикл повторяется, как и всё в этом мире. Вся жизнь – это круг, вселенная циклична. Вот цитата:
О, как не стремиться мне со всей страстью к Вечности и к брачному кольцу колец – к Кольцу Возвращения!
Никогда еще не встречал я женщины, от которой желал бы детей, кроме той, что люблю я: ибо я люблю тебя, о Вечность!
Ибо я люблю тебя, о Вечность!На этом моменте у меня что-то щёлкнуло, так и родилась вышесказанная интерпретация.
P.S. Немного подумав, возник вполне закономерный вопрос: "У многих мужчин есть дети, получается, они прошли три превращения духа?" Одним словом, пришёл к выводу, что вышесказанная интерпретация неверна, а ближе к правде общепринятая, о том, что ребёнок означает создание чего-то нового, необычного, он не скован моралью и общественным мнением. Тем не менее, стирать всё вышесказанное не хочу, потому что те мысли пришли ко мне непосредственно в процессе чтения. Думаю, Заратустра одобрил бы ставку общепринятой теории под сомнение.
Познающий должен не только любить врагов своих, но и уметь ненавидеть друзей своих.
Плохая награда учителю, если ученики его так и остаются учениками.Часть вторая. Предлагаю заглянуть глубже. Многих раздражает отношение Ницше к женщинам, им посвящено несколько глав, самая показательная – "О старых и молодых бабёнках". В ней сконцентрировано то, что сейчас бы назвали "мизогинией", "токсичной маскулинностью" и т. д. Но, уважаемые дамы, не принимайте близко к сердцу, но в чём-то Ницше абсолютно прав:
Все в женщине – загадка, и на все это есть одна разгадка: беременностью зовется она.
Мужчина для женщины – средство: цель же всегда – ребенок. Но что же такое женщина для мужчины?
Двух вещей желает настоящий мужчина – опасности и игры. И потому нужна ему женщина, как самая опасная из всех игрушек.Если вы не согласны, то по всей книге вы найдёте немало других интересных мыслей. Одним словом, никто не останется обделённым.
Если отнять у горбатого горб, ты тем самым лишишь его духа его – так гласит народная мудрость. И когда возвратят зрение слепому, слишком много дурного увидят глаза его на земле – проклянет он исцелителя своего. Тот же, кто возвращает хромому способность бегать, причиняет ему величайший вред: ибо едва ли он сможет бегать так быстро, чтобы пороки не опережали его, – так говорит народ о калеках. И почему бы Заратустре не поучиться у народа, раз народ учится у Заратустры?Как вы уже поняли, перед нами своеобразная библия, но наоборот. Мораль Заратустры может показаться вам безбожной и даже сатанинской. Но давайте просто вспомним о том, как с каждым веком популярность религии падает. Что же это получается, человечество всё дальше и дальше от бога? Как много сейчас горожан ходят в церковь, читают библию или молятся? Я не вижу в этом ничего плохого. Это естественная часть прогресса. Люди перестали быть зависимыми от непредсказуемых погодных явлений, воли случая и т. д. Следовательно, неудивительно, что мы перестали уповать на высшие силы, а стали думать и жить сами, а не по божьим заповедям. В мире есть куда более интересные занятия, чем прозябать (вести малосодержательную жизнь) в храме с платком на голове.
Вы почитаете меня; но что, если рухнет почитание ваше? Берегитесь, чтобы идол не поразил вас!
Вы говорите, что верите в Заратустру? Но при чём тут Заратустра? Вы – верующие в меня: но что толку во всех верующих!
Вы еще не искали себя, когда обрели меня. Так бывает со всеми верующими; и потому так мало значит всякая вера.
Теперь призываю я вас потерять меня и найти себя; и только тогда, когда все вы отречетесь от меня, вернусь я к вам.Часть третья. Вы наверняка слышали знаменитую музыку Штрауса из "Космической одиссеи" Стэнли Кубрика и знаете, как называется эта мелодия? – "Так говорил Заратустра". Да-да, Штраус вдохновился романом Ницше и написал эту музыку, ставшую известной почти во всём мире (в том числе, благодаря массовой культуре, рекламе и видеоиграм). Ещё в самом начале книги Заратустра решает, что ему нужны спутники (не люди, а звери). Ими стали орёл и змея, которые общаются с Заратустрой и приносят ему еду, когда он размышляет в своей пещере, а он взамен делится с ними своей философией. Но почему именно эти животные?
И поистине, вдвоем бываешь иногда более одинок, чем наедине с собой!С орлом всё более-менее понятно – это величественная и грозная птица, давно считается символом храбрости, силы и величия. А почему змея? Тут тоже несложно: змея является символом медицины, ведь её яд в малых дозах лечит, а в больших калечит, – то же самое и с мудростью Заратустры. Те, кто критически к ней относится, получают радость, а те, кто воспринимает всё буквально и слишком близко к сердцу, ничего хорошего не получают (возвращаемся к Гитлеру и его любви к философии Ницше).
И тогда змея и орел, видя, что осенило его молчание, почтили великую тишину, окружавшую его, и осторожно удалились.До этого романа я не считал нужным делать пометки в книгах или как-либо ещё фиксировать текст (любовь к чтению появилась ещё в детском саду). То книги были библиотечными, то издания были слишком красивыми, было жалко их портить, то ещё какие-то отговорки в духе: "Зачем? Я и так всё запоминаю." Но во время прочтения трактата Ницше я понял, что при обычном чтении упускается много интересных мыслей, информации и элементарно теряются некоторые смыслы, порой глубинные, заложенные автором, ускользающие без систематизации. Как вы поняли, теперь, благодаря этой книге, во всех последующих произведениях, независимо от жанра, я стал делать пометки карандашом, а иногда (чаще всего, если текст большой) пользоваться стикерами, чтобы потом было удобно освежить в памяти ключевые моменты, а не перечитывать всю книгу от начала и до конца, найти интересные цитаты и просто понастальгировать спустя годы, открыв старую книгу, стоящую на полке, и почитать свои комментарии или то, что показалось важным и заслуживающим внимания. Сейчас я жалею, что не делал пометки раньше, и огромное количество самых разных книг остались пустыми, словно их никогда и не открывали.
Особенно ядовитыми из всех мух находил я тех, что зовут себя "добрыми": они жалят, не сознавая вины своей, они лгут, не сознавая ее, – как могли бы они быть ко мне справедливы!
Кто живет среди добрых, того сострадание учит лгать. Сострадание делает воздух затхлым для всех свободных душ. Глупость добрых – бездонна.Часть четвёртая и последняя. К чему же приводят все скитания Заратустры? В четвёртой части на его пути оказываются все виды отребья: жадные короли, чародей, самый безобразный человек и даже тень Заратустры, слепо повторяющая все его действия (аллюзия на внушение и слепое подчинение, наподобие "1984" Оруэлла). Все они прислушиваются к Заратустре, принимают его приглашение провести вечер в его пещере и, вроде бы, даже меняются к лучшему. Но, о ужас! Все эти больные духом коверкают учения Заратустры, предаются веселью и остаются такими же свиньями, какими были. Тут пророк понимает (на мой взгляд), что его "пещера" (то есть вся мудрость) оказывается очернена людьми; теперь ему нужно снова оставить свою пещеру и идти дальше в поисках новых истин. Заратустра, вместе со своими зверьми, отправляется дальше, своей дорогой. Ну а нам, ничего не остаётся, как попрощаться с Заратустрой и идти своим путём по заданному вектору.
Сострадание! Сострадание к высшему человеку! – воскликнул он, и лицо его потемнело и стало суровым. – Ну что ж! Этому – было свое время! Мое страдание и сострадание мое – что мне до этого! Разве к счастью стремлюсь я? Я стремлюсь к делу своему! Вперед! Явился лев, близко дети мои, созрел Заратустра, настал мой час: Это мое утро, мой день загорается: вставай, поднимайся, Великий Полдень!
Так говорил Заратустра, покидая пещеру свою, сияющий и сильный, словно утреннее солнце, восходящее из-за темных гор.Эпилог. Одна из самых неоднозначных книг. С одной стороны, в словах Ницше есть правда: он открывает нам глаза на то, что общество и её мораль на протяжении всей жизни от нас усердно скрывало. С другой, если жить так, как предписывает книга, очень легко выйти за грань и повторить события сороковых годов. Везде нужна золотая середина. Можно плеваться от этой книги, а можно боготворить. Я ставлю её где-то между этими двумя категориями. В ней полно той энергии, твёрдости и решительности, которая сейчас так необходима. Куда делись все Моцарты, Наполеоны и другие люди, создающие этот мир? Возможно, "Так говорил Заратустра" – это именно то, что поможет нам стать лучше, достичь своих целей и приблизиться к сверхчеловеку.
Содержит спойлеры5419