Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Наследник из Калькутты

Р. Штильмарк

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июля 2025 г.

    Невпихуемого не бывает, была бы цель!

    Со школы тянулось желание прочитать этот кирпичик. Разочарована.
    Огромное количество персонажей, карусель континентов, много событий - но преследует чувство, что ничего не происходит.
    Может быть, потому что у автора очень странная манера рассказывать - он пересказывает действие, сопровождая его идеей-фикс, но не вовлекает в сюжет эмоциями, описаниями, переживаниями. Героев сложно отличить друг от друга, кроме разве что капитана Бернандито да Леопарда.
    Нет ощущения "здесь и сейчас", Штильмарк строит текст, как рассказ о том, что было. Причем эта композиция повторяется и внутри самого рассказа - передавая события в изложении разных героев. Это должно было бы добавить объёма восприятию, но по-моему, ограничилось всё объёмом рукописи.
    К тому же автор пересказывает и просто в привычном смысле - компилирует всё прочитанное у Верна, Стивенсона, Хаггарда, Скотта и прочих. Память у человека потрясающая, и это вовсе не плагиат (в рамках тех условий, в которых писался роман!). Понятно, что надо было растянуть эту сказку на всю ссылку, ибо сочинять, конечно, лучше, чем валить деревья. Поэтому впихнул всё, что вспомнил. А то, что африканцы от индейцев ничем не отличаются, ну... тут же тоже Идея! - все люди братья, кроме буржуев. Не так важно, КОГО спасать, главное - от капиталистов.
    Интерес вызвала вторая часть, где история крутится вокруг Бернандито; это было самое живое повествование, с чувствами, пиратскими сражениями, планами, мечтами и жизнью на острове.
    Во время чтения хотела посмотреть экранизацию. Оказалось, её не существует. И меня это не удивляет. Кинематографична только жизнь капитана, по большому счету. Остальное громадное количество событий - набор карточек, особо между собой не связанных. Из этого невозможно сделать фильм. Потому что нет главного героя, который вяжет все линии сюжета на себя. Главный герой книги - фальсификация, подмена персонажей. Именно подмена, а не подменыш. Кроме рекламы социализма, Штильмарк тянет только одну мысль 800+ страниц - обман, мошенничество, кража личности! Об этом идут бесконечные пересуды, взвешивают то так, то эдак, возвращаются снова и снова. Да, собственно, Леопарда не вывели на чистую воду сразу (дали пожить в своё удовольствие, жениться, вырастить дочь, зарабатывать деньги, угнетать народ и прочее, и прочее), именно потому что писателю необходимо было топтаться по своей мозоли как можно дольше. Ведь это его история - он пишет, как крадут то, что он пишет.
    Наверное, травму свою Штильмарк отлично проработал, но, честно говоря, читать сей труд было всё-таки сильно скучно. Не рекомендую.

    59
    388