Рецензия на книгу
Наследник из Калькутты
Р. Штильмарк
Аноним30 июля 2025 г.Невпихуемого не бывает, была бы цель!
Со школы тянулось желание прочитать этот кирпичик. Разочарована.
Огромное количество персонажей, карусель континентов, много событий - но преследует чувство, что ничего не происходит.
Может быть, потому что у автора очень странная манера рассказывать - он пересказывает действие, сопровождая его идеей-фикс, но не вовлекает в сюжет эмоциями, описаниями, переживаниями. Героев сложно отличить друг от друга, кроме разве что капитана Бернандито да Леопарда.
Нет ощущения "здесь и сейчас", Штильмарк строит текст, как рассказ о том, что было. Причем эта композиция повторяется и внутри самого рассказа - передавая события в изложении разных героев. Это должно было бы добавить объёма восприятию, но по-моему, ограничилось всё объёмом рукописи.
К тому же автор пересказывает и просто в привычном смысле - компилирует всё прочитанное у Верна, Стивенсона, Хаггарда, Скотта и прочих. Память у человека потрясающая, и это вовсе не плагиат (в рамках тех условий, в которых писался роман!). Понятно, что надо было растянуть эту сказку на всю ссылку, ибо сочинять, конечно, лучше, чем валить деревья. Поэтому впихнул всё, что вспомнил. А то, что африканцы от индейцев ничем не отличаются, ну... тут же тоже Идея! - все люди братья, кроме буржуев. Не так важно, КОГО спасать, главное - от капиталистов.
Интерес вызвала вторая часть, где история крутится вокруг Бернандито; это было самое живое повествование, с чувствами, пиратскими сражениями, планами, мечтами и жизнью на острове.
Во время чтения хотела посмотреть экранизацию. Оказалось, её не существует. И меня это не удивляет. Кинематографична только жизнь капитана, по большому счету. Остальное громадное количество событий - набор карточек, особо между собой не связанных. Из этого невозможно сделать фильм. Потому что нет главного героя, который вяжет все линии сюжета на себя. Главный герой книги - фальсификация, подмена персонажей. Именно подмена, а не подменыш. Кроме рекламы социализма, Штильмарк тянет только одну мысль 800+ страниц - обман, мошенничество, кража личности! Об этом идут бесконечные пересуды, взвешивают то так, то эдак, возвращаются снова и снова. Да, собственно, Леопарда не вывели на чистую воду сразу (дали пожить в своё удовольствие, жениться, вырастить дочь, зарабатывать деньги, угнетать народ и прочее, и прочее), именно потому что писателю необходимо было топтаться по своей мозоли как можно дольше. Ведь это его история - он пишет, как крадут то, что он пишет.
Наверное, травму свою Штильмарк отлично проработал, но, честно говоря, читать сей труд было всё-таки сильно скучно. Не рекомендую.59388