Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Битва Королей

Джордж Мартин

  • Аватар пользователя
    Аноним30 июля 2025 г.

    Размахи эпопеи

    Продолжаю выдавать обратную связь по романам из цикла "Песнь льда и огня" Джорджа Р.Р. Мартина. Сегодня дочитала второе произведение серии - "Битва королей". Кстати, название крайне точно отразило суть дальнейшего повествования: показывая сражение за трон Семи королевств, автор грамотно расставил на шахматной доске романа силы Ренли Баратеона, Станниса Баратеона, Робба Старка, Джоффри Ланистера. В конце книги еще многие будут охвачены стихией борьбы за власть (пусть и на уровень ниже); откровенно одержимые жаждой переродиться "из грязи в князи" - бастард Рамси Болтон и якобы принц Железных Островов Теон Грейджой (оба героя ограничены в своих правах на то, чтобы стать прямыми наследниками своих отцов, а ущемленное эго и желание доказать свою значимость порой делают людей жестокими во всех смыслах). Игра в престолы развязала руки таким, как Теон и Рамси.

    Могу отметить, что слово "битва" в названии определила задачу автора показать ужасный мир междоусобицы во второй ее фазе, когда от закулисных интриг ключевые фигуры переходят к активным действиям. И, конечно, поводы этому уже были описаны в первой части саги. Расправа, кровь, борьба, убийство помогают центральным персонажам удержать свою власть и остаться на плаву. О народе в своих землях все без исключения думают в последнюю очередь: Ланистеры морят народ голодом, не дают защиты; Станнис сам по себе не любим народом; самоуверенный Ренли вплоть до своей безвременной кончины устраивает турниры на потеху себе самому. Даже Старки, окунувшиеся в борьбу за власть (уже не только на Севере), оставили Винтерфелл без должной защиты. Бран и Рикон вследствие этого тоже вынуждены странствовать, потеряв свой дом. Эгоизм власть имущих приводит к тому, что они и близкие им люди становятся разобщенными, потерянными в мире страстей и полнейшего бесправия.

    Вообще, странно, что странствие - ключевой мотив романа "Битва королей". Хотя интересно Мартин играет в этом плане с символами: комета, оставляющая красный след, замечена всеми ключевыми персонажами, но каждый расценил увиденное по-своему. В основном как негативное предзнаменование (кроме Дейенерис Бурерожденной, которая, согласно происхождению, увидела в этом явлении направление своего пути к отмщению). Странствие и битва... Вообще, в лексическом смысле слово "битва" предполагает конкретное место для решение вопроса посредством силы. Но на деле все не так. Всегда. Постоянно. Битва у героев общая, цель её - захват власти и обладание ею, но битва далеко не одна. И сражаются "короли" не только друг с другом, но и сами с собой. Внутренняя борьба, постоянная атмосфера выбора - это о каждом из персонажей Мартина в этой книге. Более всего меня впечатлил Тирион Ланистер. Такие неоднозначные герои всегда привлекают: Бес с виду похотлив, циничен, но вместе с тем имеет свои внутренние принципы, умеет любить и отличается благородством в решающие моменты (к примеру, забота о Сансе Старк, решимость стать во главе отряда, чтобы не дать рыцарям Станиса войти в Королевскую Гавань). В общем, в каком-то смысле это герой СВОЕГО времени (да, какие времена, такие и герои). К сожалению, Тирион остался непонятым простым народом, который клянет полумужа во всех бедах, потому что он один из Ланистеров. Но люди не видят, что карлик изо всех сил своего разума пытается сдержать неконтролируемую агрессию своего племянника-недокороля.

    Следуя по свежим следам своих впечатлений, могу сказать, что книга охвачена также атмосферой зыбкости бытия. Под ногами героев нет твердой почвы. Они существуют будто бы между реальным и ирреальным. Чтобы добиться такого эффекта, писатель прибегает к композиционному элементу сна (да, почти как Фёдор Михайлович!). Герои погружаются в сон сами или с помощью макового молока (в зависимости от того свободны они от влияния других или нет), и именно в этом забытьи они находят ответы на многие вопросы или... возвращаются к неразрешенным внутренним противоречиям.


    Однако Мартин пошел еще дальше (благо рамки фэнтези позволяют): созданные им Старки, подобно оборотням, могут видеть глазами своих лютоволков (даже бастард Сноу). Этот факт в каком-то смысле указывает на отношение самого автора к героям: наделяет мудростью - значит возлагает большие надежды и... определенно любит)
    Пойду еще почитаю, что ли..



    Содержит спойлеры
    3
    72