Рецензия на книгу
Мантикора
Робертсон Дэвис
Аноним25 июля 2025 г.Краеугольный камень или кто я настоящий?
Вторая часть «Мантикора» Дептфорской трилогии Робертсона Дэвиса посвящена самоисследованию себя посредством юнгианского психоанализа, о котором рассказывает от первого лица Дэвид Стонтон.
Главный герой, войдя в пике среднего возраста, застигнут врасплох гибелью своего отца - без пяти минут губернатора одного из штатов Канады, богатейшего человека страны, который погиб при загадочных обстоятельствах. Как говорят психотерапевты, это событие стало триггером, после чего криминальный адвокат Дэвид Стонтон в своем личном внутреннем пространстве провел разбирательство по делу, где он был и подсудимым, и прокурором, и адвокатом, и судьей, чтобы самому себе вынести приговор: так жить нельзя и нужно что-то делать.
Это решение привело Дэвида в Вену, где под руководством последовательницы Карла Густава Юнга, психоаналитика Иоганны фон Геллер, он на целый год становится пациентом. Точнее исследователем своей истинной природы, чтобы познакомиться с архетипами, узнать свою аниму, выйти на разговор с тенью, принять всех скелетов своего внутреннего шкафа и сделать попытку: опираться в своей жизни не только на разум, но и открыть дорогу чувствам.
Постепенно, шаг за шагом, мы узнаем о детстве и юности, о развитии и поре обучения в колледже и в университете, о первых успехах и первых прикладываниях к бутылке, что привело к затяжной проблеме с алкоголем.
Мы знакомимся через восприятие сына с отцом, как высшим аспектом архетипа Анимус, мужское начало. Мы видим глазами подростка слабовольную и несоответствующую высоким ожиданиям отца-бизнесмена мать, острую на язычок сестру, няньку Нетти, которая становится негласной домоправительницей богатого дома, девочку Джуди – первую влюбленность, первую любовницу Мирру – все женские ипостаси, ставшие воплощением Анимы.
Мы пересекаемся на страницах дневника и разговоров пациента с доктором с бабушками и дедушками, как представителями рода, а также узнаем генеалогию со стороны отца и первого предка, некой Мэри, которая перебралась из Британии в Канаду.
Ряд важнейших фигур – учителя: историк и литератор Рамзи-Уховёртка, отец Нопфуд – католический священник, профессор Стенфорда Праджет – все они заняли свои места в архетипе Маг-Волшебник-Мудрец.
И, конечно, Тень – отторгаемая часть, негативный аспект личности. Боль, проблема, травма, все то, что мы охотно готовы видеть, словно соринку, в глазу другого, но не замечать, как бревно, в себе.Пожалуй, если вы хотите понять что-то о психоанализе в его юнгианской методологии, но не хотите читать, как я, например, это сделала, «Красную книгу», «Воспоминания, сновидения, размышления», «Архетипы и коллективное бессознательное» и «Психология и алхимия» основателя собственного учения Карла нашего Густава, то этот роман можно считать художественным пособием по психоанализу на примере реального пациента.
И даже если вы захотите, то после прочтения у вас будут в руках ключи к своим сновидениям, вы сможете по-другому посмотреть на себя, свои проблемы, людей, с которыми вы взаимодействуете, и, возможно, даже понять: почему это так и что с этим делать?
И хотя герой получил главную трансформацию не на сеансе, а совсем в другом месте, но психотерапия стала отправной точкой, краеугольным камнем, вехой на пути, который привел ищущего себя к ответу на вопрос: кто я настоящий?
5107