Рецензия на книгу
Земля под ее ногами
Салман Рушди
Аноним6 августа 2015 г.Есть такие книги, которые, будь они раза в два покороче, читались бы легко и увлекательно и так же легко и увлекательно покоряли человеческие сердца. "Земля под ее ногами" из числа таких книг.
Увлекательное начало, запутанные семейные истории, человеческие отношения, исторические события, приправленные мифами и суевериями. У Салмана Рушди вышли бы просто потрясающие семейные саги... но. Но ему почему-то захотелось создать роман об УДИВИТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ.Любовь, действительно, удивительная. Один индийский полубог Ормус Кама, подслушивающий напевы умершего брата-близнеца, одна греко-индийская полубогиня Вина Апсара (а по мне так просто хм... кошмарная девица) и один парень. Просто парень. Фанатично влюбленный в Вину и добровольно отдавший себя в рабство. Этот же парень является рассказчиком, что, как вы понимаете, привносит значительную долю предвзятости в его повествование. На второй половине книги меня начало слегка подташнивать от этого раболепного преклонения, этого восхваления его возлюбленной. Салман Рушди не скупился на аллегории, преувеличения, сравнения, строя свои замки из слов, изобилующие башенками, балкончиками и множеством потайных ходов.
Посреди океана под названием «любовь» барахтались мы двое, потерпевшие кораблекрушение, Ормус и Рай, неспособные ни открыть друг другу свои сердца, ни помочь друг другу, лишь тупо звонящие умершей со своих тонущих плотов.Если начало книги изобиловало увлекательными событиями, то середина книги была ужасно скучна. Я пыталась вспомнить еще хоть одну настолько же скучную книгу, но так и не смогла. Тонны воды-слов, пустопорожне бултыхающихся туда-сюда, невразумительные действия и события, совершенно скучнейшие темы. Наши герои отправились покорять Америку и я, если бы не была связана некоторыми обязательствами, отложила бы книгу в дальний угол, забыла бы о ней и взялась бы за что-нибудь поувлекательнее.
Потом происходит переломный момент, Вина умирает. Если что, это не спойлер, об этом событии нам автор рассказывает в самой первой главе. И как только Вина ушла из романа, Рай перестал воспевать свою любовь к ней (правда, не обошлось без безумных историй о ее скорбящих поклонниках по всему свету, о женщинах, сдирающих паранджи и о сотнях двойников, но это лучше, чем разговоры о живой Вине). Когда Вина пропадает из романа, я в полной мере осознаю, насколько же она меня раздражала! Конец книги меня удовлетворил и совершенно реабилитировал роман в моих глазах.
Теперь расскажу немного о магической составляющей. Многие идеи мне пришлись по вкусу. Например: есть некое место, где обитают все образы, используемые в искусстве ("мафиози, с ватными шариками за щеками", "рыцарь, играющий в шахматы со смертью" и т.д.). Так они и живут в этом месте, пока не встречаются с теми, кто воплотит их в своих творениях.
Или вот: человек попадает в аварию и у него повреждается глаз. И через этот поврежденный глаз, который на себе ощутил свет того света, к человеку приходят видения из другого, параллельного мира.
У Рушди параллельные миры -- одна из главных тем этого романа. А еще двойники, близнецы, родственные души, и т.д. и т.п. И не только мысли и души у таких "близнецов" роднятся, но и судьбы их. Отсюда -- периодическое повторение сюжетов (пожары, аварии, повреждения мозга, маньяки в семье и гомосексуалисты-отцы, самоубийцы).В общем, много чего намешано. И прибавьте к этому противостояние Восток-Запад, упадок американской культуры, греческую мифологию... Теперь вы имеете более-менее ясное представление о том, о чем эта книга! Советовать кому-либо я ее не возьмусь, но сама Рушди еще что-нибудь прочитаю.
58563