Рецензия на книгу
Ожог
Василий Аксёнов
BooKeyman23 июля 2025 г.Аксёнов говорил в свое время о гибели русской литературы и здраво рассудил, что если горит сарай, то должна гореть и хата. Так возник роман Ожог, породивший через десятилетия множество эпигонов, но так по настоящему и не получивший признания. Ожог - это пронзительная автобиография, хранящая осколки памяти о детстве и юности человека и страны через призму катарсиса.
Ожог по определению самого Аксёнова является фантасмагоричным романом, то есть, предполагает эксперимент в качественном и количественном выражении, практически уже модернистский роман и почти что постмодернистский. Книга довольно атональна по структуре, и напоминает фри-джаз, неспроста один из героев, Самсик, Самсон Аполлинариевич Саблер, будучи музыкантом, любит посвинговать до исступления и шаманского экстаза. Отсутствие чёткой структуры романа и стабильного места событий не опровергает наличия общей концепции романа. Каждый персонаж, отмеченный в книге, это отдельный социальный пласт в советском обществе, как,скажем, проживающий в Магадане Толя Боков, личной трагедией которого является арест матери. Тут же возникает и зловещая фигура чекиста Чепцова, в старости ставшим с виду безобидным стариком. Роман по своему полифоничен, в нём много пасхалок, то есть отсылок к известным произведениям искусства, Как-то кино и литературы. При этом, Аксёнов не придерживается одного ритма, меняет темп повествования, то замедляясь, то ускоряясь. Не менее интересной особенностью является наличие камео, известных людей в книге, Высоцкого, Марины Влади, Олега Табакова, Галины Волчек. Грязным росчерком и яркими красками Аксёнов показал жизнь богемы, но и отдельно стоит признать тот факт, что язык повествования у писателя яркий, сочный, не боялся крепкого словца.
Несомненно, вызывает интерес и тот факт, что Ожог - это полуавтобиографический роман, для автора это тот самый волдырь от ожога, который он хочет вскрыть, как нечто больное и уродливое. Каждый из ведущих персонажей книги - это ключ к его жизни. Например, Василий Аксёнов закончил Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, и по специальности был врачом-фтизиатром (герой книги доктор Малкольмов). Да, все эти герои, альтер-эго писателя, и Толя Боков, он же фон Штейнбок, и Куницер, и Саблер, Хвастищев, Пантелей, Малкольмов, расщепленное ядро одной личности, советские граждане, которым не дали стать коммунистами сами коммунисты. Аксёнов видимо до конца не верил в свой роман, и писал его в стол, - может, и отсюда такая свобода при написании произведения.
Из всех книг Василия Аксёнова, Ожог - самая бескомпромиссная, и самая непонятая. Роман представляет собой не только взгляд писателя на мир, но и довольно смелый литературный эксперимент. Кроме бесконечной смены увлекательных декораций можно увидеть довольно интересных изысков, в стиле пост-модерна, когда читатель довольно долго наблюдает явление Машки и Патрика Тандерджета на "Импале". Если говорить о женщинах в романе, то они и музы, и богемные блудницы, эта вызывающая сексуальность живёт и в бесконечном употреблении слова ".ять". Партийные работники и чекисты изображены максимально уродливо, в противовес них разбитная шайка полубогемных алкашей, словно герои стейнбековского Консервного ряда обрели советский лоск.
Эта книга о поиске внутренней свободы в каждом из нас, тоталитаризм пробуждается внутри каждого человека персонально. Аксёнов предупреждает нас об опасности, используя как инструмент смех и безумие, почти палитра Босха, очерченная острым писательским пером.8149