Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Парфюмер. История одного убийцы

Патрик Зюскинд

  • Аватар пользователя
    Alexsandra_love_books23 июля 2025 г.

    «Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей»

    О чём произведение?

    Место и время действия романа - Франция 18 века. В Париже, где «стояла самая большая вонь, ибо Париж был самым большим городом Франции» 17 июля 1738 года родился Жан-Батист Гренуй – главный герой этого произведения. С самого рождения он отличался ото всех людей по многим параметрам: поздно стал самостоятельно ходить, поздно начал говорить, казалось, ему было всё равно на любую причиняемую боль. Гренуй полностью выздоравливал от всех смертельных в то время заболеваний. Но самым необычным в нём было то, что он не имел собственного запаха, и это делало его неприметным для других людей. Жан-Батист Гренуй обладал весьма необычным талантом – он воспринимал этот мир посредством ароматов, которые он мог ощущать на огромном расстоянии. В частности, он по запаху мог отличить одного человека от другого. Сначала Гренуй просто исследовал мир ароматов, пока не встретил самый удивительный и роскошный запах из всех и не захотел заполучить его для себя, потому что больше всего на свете ему, человеку, не имеющему собственного запаха, хотелось, чтобы его наконец-то заметили и полюбили…

    Что мне понравилось и что интересного было в произведении?

    1) «Парфюмер» содержит в себе столько эпитетов, метафор, сравнений и других художественных средств выразительности, что читатель может ощутить все ароматы, о которых говорит Гренуй, прямо через страницы книги.
    2) Первым официальным воспитателем Жана-Батиста Гренуя стала мадам Гайар. Она относилась к мальчику, как и ко всем остальным детям, ничем его не выделяя из толпы. У мадам Гайар отсутствовало обоняние, поэтому она не могла понять, почему другие дети так ненавидят Гренуя, почему они даже пытались его убить и не один раз. «С первого дня новенький внушал им неосознанный ужас. Они обходили его колыбель и теснее прижимались друг к другу на своих лежанках, словно в комнате становилось холоднее. Те, что помоложе, иногда плакали по ночам: им казалось, что в спальне дует. Другим казалось, что он отбирает у них дыхание». Когда Гренуй был младенцем, от него открещивались все кормилицы, он вызывал у них ужас, они считали, что он дьявол во плоти. И всё это из-за отсутствия у него своего запаха.
    3) Автор, являясь пианистом, в своих произведениях часто приводит музыкальные сравнения. В «Парфюмере» он тоже проводит параллель между Гренуем и одарёнными детьми, которые с пелёнок «из мелодий и гармоний» извлекают «азбуку отдельных звуков» и впоследствии сами сочиняют «совершенно новые мелодии и гармоники, правда с той разницей, что алфавит запахов был несравненно больше и дифференцированней, чем звуковой, и ещё с той, что творческая деятельность вундеркинда Гренуя разыгрывалась только внутри него и не могла быть замечена никем, кроме него самого».
    4) С самого рождения за Гренуем идёт кровавый след. Все, кто хоть как-то соприкасался с ним в течение жизни, или погибали, или теряли надежду на лучшую жизнь. Сначала умерла его мать. Затем разрушились надежды мадам Гайар, которая мечтала в старости умереть в одиночестве в собственном доме, а не в Отель-Дьё вместе с огромной кучей других умирающих. Для этого она копила деньги всю жизнь, но к её концу она всё потеряла. В итоге – умерла в Отель-Дьё. Грималь, к которому мадам Гайар отправила Гренуя, чтобы он учился кожевенному мастерству, после того, как продал парня Бальдини - некогда известному парфюмеру в Париже, - утонул в Сене в этот же день. Да и сам Бальдини умер, когда Жан-Батист Гренуй ушёл от него, чтобы отправиться на обучение в Грас в качестве подмастерья парфюмера.
    5) Когда Гренуй впервые вышел за пределы Парижа, чтобы дойти до Граса, благодаря своему удивительному нюху, он шёл по абсолютно безлюдным тропам и набрёл на пещеру, в которой провёл несколько лет, избегая человеческого общества, которое его не принимало. Жизнь Гренуя в качестве пещерного человека продолжалась до тех пор, пока ему не приснился сон, благодаря которому он впервые осознал, почему одинок. Он впервые узнал, что не обладает собственным запахом… С этого момента и начинает зарождаться план по созданию великого аромата, с помощью которого Гренуй сможет покорить не только Париж, но и весь мир.
    6) Очень жалко было Риши, который продумал план до мельчайших деталей, чтобы уберечь свою дочь, но в итоге не смог её спасти. Никто, к сожалению, не знал, что противник в поисках опирается на своё обоняние.
    7) Интересный факт: Гренуй родился и умер на одном и том же месте в Париже.

    В целом, мне очень понравилось это произведение. Советую всем к прочтению. Это самый настоящий детектив, хотя изначально им не кажется. Но речь здесь идёт о серийном убийце, у которого есть мотив, который убивает определённым способом и строго определённых жертв, соответствующих его сумасшедшей задумке. «Парфюмер» показывает нам, что убийцами рождаются, а не становятся. Гренуй всю жизнь хотел, чтобы его заметили и полюбили, но, когда он осуществил свою мечту, понял, что не нуждается в этом, так как сам не испытывает к людям тёплых чувств, более того, он их ненавидит и себя тоже, потому что из-за отсутствия запаха, не понимает, кто он такой.
    Мне не понравился только конец истории Гренуя, такой же жестокий и омерзительный, как и его преступления.

    Цитаты из этой книги:
    1) «В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необорима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши лёгкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа. Против неё нет средства».
    2) «Он был вынослив, как приспособившаяся бактерия, и неприхотлив, как клещ, который сидит на дереве и живет крошечной каплей крови, раздобытой несколько лет назад».
    3) «Он вызывал у них чувство омерзения, как огромный паук, которого не хочется, противно давить».
    4) «Изобретательство весьма подозрительно, полагал он, поскольку оно всегда означает нарушение правил».
    5) «Он собрал десять тысяч, сто тысяч специфических, единственных в своём роде запахов и держал их в своём распоряжении так отчётливо, так живо, что не только вспоминал о них, если слышал их снова, но и на самом деле их слышал, если снова вспоминал о них; более того – он даже умел в своём воображении по-новому сочетать их и таким образом создавал в себе такие запахи, которых вообще не существовало в действительности».
    6) «Гренуй понял, если он не овладеет этим ароматом, его жизнь лишится всякого смысла. Он должен познать его до мельчайших подробностей, до самого последнего нежнейшего оттенка; простого общего воспоминания о нём недостаточно. Он хотел поставить личное клеймо на этом апофеозном аромате, впечатать его в сумятицу своей чёрной души, исследовать до тонкости и отныне впредь мыслить, жить, обонять мир в соответствии с внутренними структурами этой волшебной формулы».
    7) «Запах человека сам по себе был ему тоже безразличен. Запах человека он мог достаточно хорошо имитировать суррогатами. То, чего он страстно желал, был запах определённых людей: а именно тех чрезвычайных людей, которые внушают любовь. Они-то и стали его жертвами».
    8) «И всё-таки не он, не мог он им быть, не мог он быть убийцей. Человек, стоявший на лобном месте, был воплощенная невинность. В тот момент это знали все – от епископа до продавца лимонада, от маркиза до маленькой прачки, от председателя суда до уличного мальчишки».

    6
    115