Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пропаганда

Эдвард Луис Бернейс

  • Аватар пользователя
    Аноним23 июля 2025 г.

    Пропаганда добро или зло?

    С первых страниц автор хочет изменить устоявшееся убеждение в нашем сознании о пропаганде как о чем-то плохом, инструменте привития массам неправильных, разжигающим конфликты и ненависть. Нам приводят доводы о необходимости существования грамотной пропаганды, нацеленной на гармоничное развитие общества в условиях капитализма.

    Книга написана в 1928 г американцем Эдвардом Бернейсом, поэтому, разумеется актуальна для того времени, места и политического строя. Для меня, современного читателя, далекого от работы в медиа пространстве, книга все равно оказалась достаточно интересной и увлекательной. Автор раскрывает основные идеи, концепции и принципы пропаганды, как инструмент взаимодействия производителя (в широком смысле) и народа. Приводится много примеров из реальной жизни.

    Излагается много интересных мыслей об устройстве общества, в частности, политическом, но больше, конечно, экономическом.

    Вся книга написана с точки зрения «доброго пропагандиста», который убеждает различными способами толпу, что им нужно действовать определенным образом, потому что сам пропагандист и его компания уверены, что это пойдет на пользу общества. Случаи же намеренного убеждения народа в идеях, идущих в разрез с их истинными интересами, не описываются. Идей о том, что пропаганда может ошибаться в благости своих идей тоже, к сожалению, не описано. Именно за этими идеями я пришла к этой книге, но ушла ни с чем. Боюсь, что убеждения автора в честности и благих намерениях «невидимой руки» очень наивны, особенно в наше время, хотя и говорится открыто, что помимо гуманных идей, она преследует, естественно, личные интересы. Но вот что в большей степени? В истории множество примеров, как некие товары обретали невероятный ажиотаж, а на деле оказывались губительны или даже смертельны.

    В этой книге мне не хватило разных взглядов на пропаганду, а так же внимания к ответственности, которая лежит в руках «специалистов по связью с общественностью». Народ в этой книге - очень слабо образованная масса, которую пытаются убедить в том, что необходимо чистить зубы дважды в день. И это имеет смысл, ведь чистка зубов действительно помогает нам сохранить здоровье, но что если идея пропаганды заведомо губительна для здоровья, материального благополучия или даже жизни? Этот вопрос автор, к моему огромному сожалению, оставил открытым.


    1
    246