Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерть лорда Эджвера

Агата Кристи

  • Аватар пользователя
    wondersnow22 июля 2025 г.

    Кто встал из-за стола первым?

    «Умственная деятельность – это так интересно! Функционирование маленьких серых клеточек доставляет интеллектуальное наслаждение. Они и только они выводят нас из тумана к правде».

    «Честно говоря, я всегда переключаю своё внимание на что-нибудь другое, как только Пуаро упоминает о маленьких серых клеточках», – понимаемое, хотя Гастингсу следовало бы почаще обращаться к своим серым клеточкам... Театральный сезон был в самом разгаре, и друзья с удовольствием посетили представление одной талантливой девы, после чего удостоились чести познакомиться с ней и с Джейн Уилкинсон, ещё одной актрисой, известной и обожаемой. Встреча эта была... странной. Дива прямо при всех заявила, что желает, чтобы Эркюль помог ей отделаться от мужа, некоего лорда Эджвера, который якобы был против развода. Тот опешил – мягко говоря. Он, конечно, всем желает счастья, но каким образом он может помочь ей в столь деликатном деле? Та звонко рассмеялась и шутливо (шутливо ли...) воскликнула, что она даже смерти его будет рада, и, если понадобится, сама его убьёт. Пуаро после бокальчика шампанского дал своё согласие, не на убийство, разумеется, а на встречу с лордом, ибо кто знает, а вдруг у него и правда получится решить всё мирно, и отправился он в назначенное место в компании своего верного друга («Пуаро! Неужели вы собираетесь туда один? А как же я?», – это было так смешно, Артур прям-таки вскричал... «Ни слова больше! Мы едем вместе», – этот дуэт, ох). Разговор с мужем вышел не менее странным, чем разговор с женой, ибо оказалось, что он совсем не против развода, и здесь явно что-то не сходилось. А потом лорда убили. Конечно, великолепнейший не мог не взяться за это дело, он уже был в него вовлечён, и было оно чрезвычайно запутанным, весьма неоднозначным – и да, чертовски странным. «Я уже давно не задаю Пуаро вопросов, начинающихся со слова „почему”».

    «— Дорога каждая минута. Разве вы не понимаете? — Нет, — признался я», – ну зато честно... То был грандиозный “розыгрыш”, приведший к нескольким тщательно спланированным убийствам. Быстро разгадать эту загадку не вышло, подозреваемых было предостаточно, разве что вдову практически сразу вычеркнули из списка, ибо у неё имелось алиби. Так кто же убил лорда? Племянник, готовый пойти на всё ради титула и наследства? Дочь, над которой покойный жестоко издевался? Герцог, влюблённый в актрису и мечтающий сделать её своей женой? Чем глубже сыщик закапывался в это дело, чем больше он находил странных личностей: вот сбежавший дворецкий, вот ревнивый актёр, вот подозрительная секретарша, вот решительная герцогиня, а вот энергичная подруга, и – пенсне и шкатулка, письмо и свечи... стоило всё это разложить по местам – и ответ бы нашёлся, но Пуаро смотрел не в ту сторону с самого начала, лихо забыв про человека, который якобы был слишком глуп, дабы стоять за столь хитроумным преступлением. Он был в отчаянии. Окружающим казалось, что разгадка очевидна, и потому, глядя на метания Эркюля, они красноречиво кивали друг другу, мол, «он всегда был со странностями...», а теперь, видимо, окончательно сошёл с ума, но нет, Эркюль Пуаро был в добром здравии, и случайно услышанная фраза навела его наконец на ту самую нить, дёрнув которую он смог-таки сбросить тяжёлый занавес и узреть лицо коварного лицедея. Да, серые клеточки подвели маэстро, но зато внимательность помогла исправить ошибку. «Кстати, хорошее название для книги – смерть лорда Эджвера».

    «— Только не Эркюль Пуаро. — Даже Эркюль Пуаро!», – да, ошибаются все, и это нормально. До чего же запутанное дело, выпустить такое количество red herring, вынудить пару раз ошибиться... это было восхитительно, учитывая, что странности были обнаружены ещё в начале романа, как, например, желание герцога жениться на разведённой (вдова, только вдова, учитывая его характер и воспитание), та сцена примерки чёрных платьев и шляпок (фраза про осторожность была ну очень говорящей), несколько других намёков, то есть Агату Кристи не обвинить в одурачивании, всё было на виду. Трио тоже порадовало, эти подколки не могли не смешить, хотя без раздражения тоже не обошлось, Джепп как обычно ничего не понимал и при этом намекал на то, что Пуаро уже слишком стар для расследований, Гастингс же не изменял себе и проникался неприязнью к людям из-за их внешности... Но их поведение отлично вписывается в сюжетную канву, ибо вот он, убийца, которого все считали глупым лишь потому, что он не разбирался в искусстве и литературе, а в итоге он вон какую пьесу поставил, и ведь почти выиграл. И – это письмо, которое уже осуждённый преступник прислал поймавшему его Пуаро, письмо дружелюбное и недоумевающее: «Неужели вам совсем меня не жалко?», – и тут действительно стало жутко... ничего не понял, совершенно ничего, и ни гнева, ни раскаяния, лишь наивные слова о том, что он просто хотел быть счастливым (те, кого он убил, счастья, видимо, не заслужили). Зато кое-что понял детектив, уж он, надо думать, эту свою ошибку не забудет, и ныне она будет соседствовать с коробкой шоколадных конфет и гинеей в рамке. «Вы и ваши идеи, Пуаро!».

    «Каждый человек должен развивать до предела свои возможности, а не копировать кого-то другого. Я не хочу, чтобы вы стали ухудшенным Пуаро. Я хочу, чтобы вы были непревзойдённым Гастингсом!».
    57
    226