Рецензия на книгу
Монахиня
Дени Дидро
Аноним22 июля 2025 г.Повесть о злоключениях молодой монахини Марии-Сюзанны Симонен, ею самою рассказанные. В восемнадцать лет ее старших сестер выдают замуж, а саму девушку пытаются пристроить в монастырь. В ход идут всяческие увещевания, обещания, уговаривания, чтобы человек сам захотел остаться, по доброй воле. А потом уж остальные отыграются.
Мы смотрим на монастырскую жизнь глазами Сюзанны. В ее глазах обитель благочестия представляется тюрьмой для каких-то сумасшедших – отсюда и невероятно удушающий эффект крипоты. В полутемных коридорах ходят сумасшедшие, к тебе кто-то вырается, сокращают пищу, не дают даже помолиться в тишине.
Позиция автора такова: есть люди, которым хочется посвятить себя служению, а не миру. Пусть они удаляются, если угодно. Но почему же монастырь не выпускает массово монахинь, принятых под давлением, если очевидно, что далеко не каждая выдержит такой образ жизни? Может быть потому, что боятся, что все разбегутся – и добровольные, и недобровольные? И стараются удержать их до последнего? А чем их еще удержать, если не хлебом и зрелищами?
Монахини находят себе развлечения: затравить кого-то, напугать, довести до "колодца". На крайний случай, можно и растлить, особенно если растлеваемая даже не представляет, почему ей так неприятно.
Однако я отметила для вот такую вещь: мы обо всем об этом знаем со слов Сюзанны – напоминаю, основные пытки начались после того, как она демонстративно сожгла власяницу, завела Ветхий и Новый завет, и ее примеру последовали другие монахини. Грубо говоря, после непослушания не жди к себе хорошего отношения. Так вот, вполне возможно, что мы также имеем дело с ненадежным рассказчиком.
Разумеется, это не умаляет умалишенности монастырского уклада. Дидро так и проговаривает: человек – существо социальное. Заберите у него минимальное общение с ближними – он поедет головой и из обители создаст клоаку не хуже борделя. Причем самый примитивный мотив обогащения за счет удержания девушки толком даже и не всплыл. Может быть, всего один раз. Но такое чувство, что монашество – целиком за идею. Только не благую какую-нибудь, а порабощения.
5212