Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Всё предельно

Стивен Кинг

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июля 2025 г.

    Самый разный Стивен Кинг

    Обычно я не люблю сборники рассказов, но иногда всё же решаюсь браться за их чтение, тем более здесь Стивен Кинг – такой разный. Не скажу, чтобы все 14 произведений, собранных в книге, показались мне одинаково хорошими. Нет, Мастер здесь неоднозначен – как в жанровом плане, так и по силе своих рассказов. Приятным сюрпризом стало послесловие (или предисловие – уж как поведётся) к каждому произведению, вкратце поясняющее почему С. Кинг решил его написать, какие идеи вкладывал, или некоторые рассуждения. Это было забавно ещё и потому, что позволяло сравнивать собственные ощущения с авторскими и проводить кое-какие параллели.

    Честно говоря, мне всегда было интересно, что же случается с человеком после смерти. Неужели он попросту перестаёт существовать, или отправляется в бесконечное путешествие? Поэтому читать «Секционный зал номер четыре» было одно удовольствие. Конечно, Говард Коттрелл не совсем умер, а лишь парализован. Только работники морга, приступающие к вскрытию бедолаги, совсем этого не знают. Было жутко и одновременно очень интригующе следить за происходящим глазами самого Говарда, пытаться подать всевозможные знаки о своём живом состоянии, наблюдать за беспечной болтовнёй врачей, проводящих вскрытие – всё так жизненно и сурово одновременно. Им ведь нет никакого дела до того, кто этот человек, зачем скорбеть или пытаться сочувствовать – это лишь работа, простая рутина, которую они делают ежедневно. И, зная манеру Кинга, до конца переживаешь: сможет ли бедолага Коттрелл выкарабкаться, заявить о себе? Для меня это один из лучших рассказов сборника.

    Есть и настоящая шпионская история о некоей мировой организации, устраняющей неугодных людей. Для этого они используют людей с паранормальными способностями, одним из которых и является герой заглавной повести «Всё предельно» Динки Эрншоу. Теперь я понял, откуда израильский писатель Йоав Блум брал идею для своих «Творцов совпадений» - местами будто под копирку, а про канву я и вовсе промолчу. Конечно, сам Стивен Кинг разовьёт идею тайной организации и паранормальных детей гораздо позднее – в небезызвестном «Институте». И ужас здесь, как и свойственно Кингу особенно с начала 2000-х, - не внешний, а внутренний, заложенный в самих героях и их отношению к происходящему. В сущности, большинство рассказов сборника именно такие. Это история о нравственном выборе человека, не зря Динки в конце концов решается на бунт. Только у Йоава Блума последствия куда трагичнее. Здесь же автор оставляет всё на многоточии и фантазии самого читателя.

    Были рассказы совсем не в духе Мастера ужасов, вроде «Смерть Джека Гаммильтона» - основанной на реальной гангстерской истории; «В комнате смерти» (такая же шпионская история, в духе киношных боевиков), или «Теория домашних животных, постулат Л.Т.» - о влиянии домашних питомцев на отношения между их хозяевами (этакая мелодрама с примесью загадки и Человека-Топора, который вроде как подозревается, но не присутствует). Честно говоря, совсем не понял, что именно хотел сказать Стивен Кинг этими произведениями, разве что воплотить мечты, что лелеял некогда в детстве?

    Такого же плана и самый короткий рассказ сборника: «Четвертак, приносящий удачу». Если все предыдущие так или иначе говорили о мрачном, то этот рассказ – истинно позитивный, конечно, также не в духе Мастера саспенса. Но мне он понравился, как и реальная история, побудившая к его написанию.

    Интересны и весьма характерны для Кинга рассказы «Дорожный ужас прёт на север» и «Человек в чёрном костюме». Ужас здесь затаённый во внутреннем сознании героев, но рано или поздно он вырывается наружу – и вполне реален, только кто в них поверит? Он то в виде маньяка за рулём машины, что нарисована на картине, но странным образом перемещается (как в «Дорожном ужасе»), то – сам Дьявол в виде человека в строгом чёрном костюме. Читая эти произведения, почему-то почувствовал некую ностальгию по раннему Кингу – не безапеляционному, будоражащему и омерзительному, а по-детски романтичному (как в повести «Тело» из «Четырёх сезонов» - именно его мне напомнил «Человек»). А вот «история с картиной из «Дорожного ужаса» подозрительно напомнила мне небольшой рассказ «Серебряное зеркало» А. Конан Дойла. Интересно, не им ли вдохновлялся писатель?

    Конечно, большинство читавших сборник припомнит повесть «Смиренные сёстры Элурии» - эпизод из многолетних странствий Роланда, повествующий о том, как после ранения Стрелок попал в весьма странный госпиталь с ещё более странными медсёстрами. И пусть цикл «Тёмная башня» не люблю, эту повесть прочитал с большим удовольствием. Нельзя без содрогания было следить за тем, что те самые сёстры творили с пациентами, и как Роланд пытался набраться сил для противостояния. Конечно, жаль было юную бунтарку Дженну – история получилась очень романтичная, но ведь это всё же Стивен Кинг.

    Рассказ «Всё, что ты любил когда-то, ветром унесёт» вышел весьма забавным. Не скрою, сам с интересом «изучал» оригинальные надписи где-нибудь в заброшенных домах, общественных туалетах или гостиницах. Они действительно многое могут рассказать. Только они здесь – лишь связующее звено. Ведь мы всё же говорим о Мастере ужасов. И пусть они здесь внутри героя, доведённого до полного отчаяния и готового к самоубийству. Но что мы – как не сгусток энергии и внутренняя воля самих себя. И вновь Кинг не доводит повествование до конца, хотя, как сам признаётся, его для себя решил – издатель попросил оставить всё это на воле самого читателя. Лично я люблю законченные истории. О «1408» писать не буду, так как уже делал это раньше в другой рецензии. Скажу только, что рассказ интересный, но далеко не сопоставимый с экранизацией – этот тот вариант, когда фильм гораздо лучше. И, думаю, многие со мной согласятся.

    В целом, сборник неплохой, хотя и очень разнообразный. Здесь можно увидеть Кинга в самых разных ипостасях: и детского мечтателя, и Мастера гангстерских разбор, и, конечно Ужаса – как внутреннего, так вполне реального. Приятного прочтения.

    11
    104