Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Август: Графство Осейдж

Трейси Леттс

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июля 2025 г.

    "Что-то более безнадежное, чем печаль"

    Но было что-то печальное в его голосе — или нет, не печальное, он всегда был печальным — что-то более безнадежное, чем печаль. Как будто уже все случилось. Как будто, его уже нет. Как будто уже слишком поздно. Как будто уже все кончено. И никто не знает куда дальше.

    В этой пьесе такая концентрированная доза эмоций и страстей, что хватило бы на большую семейную сагу. По-моему, это касается любой пьесы. Именно по этой причине мне их сложно читать, а не потому, что там много действующих лиц и все они говорят, и иногда одновременно, если не ушли за кулисы и не ждут своего выхода на сцену.
    Действие пьесы — загородный дом в Оклахоме, в шестидесяти милях от города Талса. Дому более ста лет. Он был построен семьей ирландских поселенцев и постоянно совершенствовался, пока внимание к дому не угасло.
    Август, Оклахома, солнце, настоящее пекло — действующие лица мучаются от жары и духоты. Окна закрыты, чтобы солнце, свет, день не проникали в дом.
    Дом принадлежит семье Уэстон. Пожилые родители — Беверли и Виолетта, и взрослые дочери — Барбара, Иви, Карен. Дочери давно не живут в родительском доме, у них своя жизнь, свои семьи или отношения.
    Родная сестра Виолетты — Мэтти Фэй, её муж и сын, Чарли и Малыш Чарли, частые гости в доме.
    Беверли нанимает Джоанну, индианку из племени Чейни, для помощи по дому.
    Беверли — поэт, раньше преподавал в университете, изданы книги его стихов. Но это в прошлом.
    "Моя жена принимает таблетки, а я напиваюсь." Это в настоящем.
    У Виолетты рак. В попытках уйти от боли и отчаяния она не заметила, как подсела на таблетки.
    Всё семейство собирается в доме по случаю ухода Беверли.

    И, как водится в подобных случаях, особенно в литературе, начинаются откровения, семейные секреты перестают быть секретами.
    В разных семьях тайны по-разному открываются, подобно толстовскому определению, что каждая несчастная семья несчастлива по-своему. Иногда случайно, иногда намеренно, порой с желанием сохранить, порой — разрушить. В данном случае тайны сыплются из переполненной корзины сами по себе, словно их уже невозможно удержать, да и никому уже не нужно их скрывать.
    А те, кому открывшаяся правда оказалась не по силам, бегут от неё, спасаясь от разлетающихся обломков старых иллюзий, бегут из дома, прихватив осколки своего счастья, нового или старого, стараясь сохранить свои иллюзии или, наоборот, начать новую жизнь, наплевав на рассыпавшиеся истуканы их идеалов. Только нет никакой надежды, что их побег принесёт хотя бы иллюзию счастья или простого спокойствия.

    Все как-то ужасно несчастны, но сочувствия не вызывает никто. Не из-за того, что каждый из них по-своему жесток. Разве могут вызывать сочувствие лягушки, потому что они живут в болоте? Это же их среда обитания. Так и здесь. Такое чувство, что они все находятся в своей родной среде. И я сейчас не о части света, стране, штате, хотя автор поднимает тему несправедливости по отношению к коренным американцам. Такие проблемы возможны в любой семье, разве что не все сразу, не в таком количестве. От них не убежишь.
    Поэтому Виолетта выглядит каким-то древним божком или прорицательницей, не боящейся в нужный момент сказать в глаза правду, пусть правда сделает больно. Она ещё провоцирует, подстрекает и наблюдает за реакцией, поступками каждого. В фильме "Август" (2013. США), с выдающимся кастингом, есть необычный кадр с "многорукой" Виолеттой (Мэрил Стрип).

    Лишние руки лишь отражение в зеркалах и ничего удержать они не могут. Лишь создать иллюзию.

    Есть в пьесе персонаж, которому не всё безразлично. Барбара пытается спасти дом, мать, свою семью, вернуть ушедшего мужа, не дать дочери, подростку, пойти по проторенной дорожке "секс-наркотики-рок'н'ролл". Она вступает в открытое сражение и с матерью и с дочкой.

    Есть невинные жертвы скрытого обмана. Они тоже словно отражение жизни, а не сама жизнь. Но так ли они невинны?

    Пьеса интересна своей многослойностью и множеством раскрываемых тем — матери и дочери, одиночество и страх перед ним, отношения между сестрами, между супругами — и это только одни из многих. В пьесе представлены яркие мужские и женские типажи. И хотя я написала выше, что поднятые проблемы не зависят от места действия, но и Оклахома важна в пьесе, и вся пьеса очень американская. Упоминание в пьесе Элизабет Тейлор, американской любимицы, королевы Голливуда, сыгравшей главную роль в фильме "Кошка на раскаленной крыше" по одноименной пьесе Теннесси Уильямса, словно подчеркивает преемственность важности темы семьи в драматургии США.

    86
    424