Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Корабль Судьбы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июля 2025 г.

    Пощадивший дракона становится его рабом

    Нечасто бывает ситуация, чтобы я настолько радовался окончанию цикла. Ну или в данном случае – подцикла, не суть. Чёртова Сага о живых кораблях истрепала мне все нервы, не оставив от веры в гуманность и камня на камне. Робин Хобб и так пишет очень драматично, с накалом и надрывом, но сейчас они просто зашкаливали, а каждый том был всё больше, всё масштабней и всё трагичней. Внутри меня двумя противоборствующими стихиями кипели эстетическое удовольствие от чтения и кардинальное неприятие всего происходящего. Это было тяжело, и, боюсь, чёрный волк победил. Наконец, мне удалось сформулировать, почему происходящее в цикле вызвало у меня такое отторжение. Во время чтения я всё время пребывал в состоянии подавленности – и от личных трагедий персонажей, и от предчувствия неизбежной катастрофы.

    Итак, последняя книга трилогии, история подходит к своей кульминации. Перед нами опять несколько разрозненных сюжетных линий, каждая из которых держит невероятным напряжением. Купеческий город Удачный разрушен, от старой жизни не осталось ничего. Удастся ли Ронике Вестрит организовать людей на союз или захватчики победят? Удастся ли Малте выжить и спасти бестолкового сатрапа? Смогут ли Альтия с Брэшеном укротить безумный корабль и спасти Проказницу? Что теперь будет с Уинтроу? Чего добивается Кеннит? На что готовы пойти они все ради своих целей? Ситуация накалилась до предела, после предыдущих злоключений герои переломаны и физически, и морально. Казалось бы, дальше уже некуда, ждёшь уже разрешения конфликтов, закономерного хэппи-энда, но его всё нет, а судьба продолжает ломать героев, как будто им было недостаточно. В последний момент, подобно чёрту из коробочки, появляются такие внезапные тёмные тайны прошлого, которых вообще не ожидаешь. Масштабно, грандиозно, пугающе. И абсолютно бесчеловечно.

    К сожалению, мои столь долгие надежды на хэппи-энд пошли прахом. В стремлении создать реалистичный финал Робин Хобб, видимо, забыла про читателя. Сложно назвать этот конец хоть сколько-то счастливым. Ни один из героев не получил то, чего хотел, а участью многих стало то, чего они как раз-таки старались избежать. Ущерба никому не возместили, а многим ещё добавили. Весь прежний мир погиб, прежняя жизнь оказалась больше невозможна. Единственное, что меня хоть как-то порадовало – это кое-чья смерть. Но даже её обставили в героическом свете. Тьфу.
    Больше всего меня расстроило, конечно, возвращение драконов. Чуда не случилось, милашками они не оказались – это и впрямь высокомерные могущественные твари, ни в грош не ставящие человечество, тут же принявшиеся устанавливать свои правила и не понимающие, что мир изменился. Хуже всего то, что им пофиг на других, они не задумываясь поработят всех несогласных магией, телепатией и генетическими мутациями. В этой связи вдвойне отвратительны пресмыкания людей перед ними. Кстати, кое-кто из героев тоже высказывает мои мысли, то есть авторша не слепо несла экзальтированную пургу, а осознавала двусмысленность ситуации. Но тогда я вообще не понимаю, почему в финале человеческие интересы оказались ультимативно попраны.

    На самом деле это очень печально. Три толстых тома я недоумевал, почему же в таком интересном и шикарно прописанном цикле меня почти всё раздражает, почему каждый поворот сюжета вызывает такое неприятие. Почему меня бесят многие персонажи, даже те, которые вроде бы пытались помочь – типа Сериллы. Да потому что они всё равно нарушали исконный ход вещей. Понимание проблемы дошло до меня слишком поздно, хотя подозрения прорезывались и раньше, и я уже делился ими в предыдущей рецензии. Но ещё не мог облечь суть в слова. А заключается она в том, что нам показывают мир именно в момент революционных изменений, слома всего старого образа жизни, весьма интересного, кстати. Мы только успели с ним познакомиться, только успели им проникнуться, как нас начинают его лишать – медленно, с апокалиптической неотвратимостью, погружая в эпоху хаоса и великих перемен. Пусть даже и к лучшему (что сомнительно), я всё равно не фанат перемен. Типичный телец (с).

    И напоследок хотелось бы вернуться к тому вопросу, который занимал меня с самого начала и ответ на который я рассчитывал получить хотя бы в конце. Действительно ли подцикл о кораблях так надо было читать после подцикла об убийце или меня обманули? Увы, я так и не понял. Они были вообще не связаны. События трилогии кораблей происходят вскоре после событий трилогии убийцы, в сюжете фигурирует заезжий персонаж из Шести герцогств, и кое-какие диалоги требовали знания контекста. Но это всё настолько проходные фразы, настолько незначащие мелочи, что на ситуацию не влияли вообще. Ладно, буду читать следующую трилогию – может, хоть там что-то прояснится.
    Однако в самом конце у меня мелькнули внезапные догадки. А не связана ли случайно Янтарь каким-то образом с Шутом?

    30
    332