Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Ocean at the End of the Lane

Neil Gaiman

  • Аватар пользователя
    Аноним3 августа 2015 г.

    Гейман - волшебник, первый сказочник нашего времени. В том смысле, что он занимает первое место. Только сказки его не веселые и задорные, как принято, а серьезные, глубокие, рассчитанные не на детей, а на подростков, тех, у которых уже мозги на месте, и взрослых, которые не забыли о том, что взрослых не бывает, и в каждом скрывается ребенок, или взрослых, по меньшей мере желающих вернуться, хотя бы на мгновение, по страницам его книг, в благодатные времена, когда все вокруг искрилось магией. Да, Гейман - проводник в мир волшебства, но такого, настоящего, а не сказочного. И "Океан в конце дороги" это доказывает.

    "Океан" - пожалуй, само название характеризует то, что читатель увидит, погрузившись в эту божественнуюисторию. Она глубокая, темная, как океанское дно, с шныряющими туда-сюда тварями, но ведь и со дна видно небо - и она искрится, как солнце над поверхностью воды. И, как и каждая история Геймана, она воздушная, фольклорная, волшебная.

    Гейман рассказывает сказку. Но у главного героя не любящая семья - даже напротив. Агрессивный самовлюбленный отец, похваляющийся тем, что никогда не бьет детей и неустанно им об этом напоминающий, но с удовольствием доводящий их до слез; мать-прислужница, заглядывающая в рот мужу; задиристая избалованная сестра, наслаждающаяся превосходством над братом перед родителями. А еще - злобная няня, совращающая отца, разрушающая семью. И главный герой, семилетний мальчик, запирается от жестокости в книгах, тем самых разочаровывая всех вокруг - ведь он должен бегать, прыгать, играть, заниматься спортом! Да и как тут не запереться? Тут можно создать мир фантазий, что он, в общем-то, и делает.

    Кажется, ребенок не в силах вынести то, что на него навалилось каменной тяжестью, и отчаянно сбегает в сказку, наполненную его болью, а потому извращенную и пугающую, как ночной кошмар. Он сражается с монстрами, а на самом деле борется с болью и жестокостью, направленной на него родными людьми, а из девочки с фермы делает героя и спасителя. Он обычный ребенок - эгоцентричный, не осознающий, что может умереть, но нуждающийся в руке помощи. И он придумывает ее.

    Так можно решить. Но на самом деле все, что произошло с безымянным мальчиком - правда. Для меня. Потому что каждый выбирает вариант сам: или все случилось, и он действительно потерял сердце и выращивает новое, или это просто побег, временный, но действенный. Я склоняюсь к мысли, что Океан на самом деле существует, а Лэтти Хэмпсток спит, а не живет в Австралии. Потому что не может быть, что в конце главному герою приснился сон. Он ведь не Алиса в Стране Чудес, хоть и тоже англичанин.

    "Океан в конце дороги" показывает нам двойственность и широту реального мира, потому что реальный мир - не только то, что мы видим собственными глазами. Мальчик, ставший мужчиной, уезжая, видит две луны, а его воспоминаниями играют, как цветом на полотне, и никто не может сказать, настоящие они или фальшивые. Потому что истину и фальшь каждый определяет сам.

    Я верю, что боги на ферме существуют, и Лэтти совершила свой последний поступок не зря.

    Браво, мистер Гейман.
    Вы, как всегда, на высоте. Или на глубине. Это с какой стороны посмотреть - ведь именно это Вы пытаетесь до нас донести?

    6
    21