Рецензия на книгу
Бронепароходы
Алексей Иванов
Sergei_Vetroduev19 июля 2025 г.Алексей Иванов "Бронепароходы".
"История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину"
(Александр Дюма).
Именно это выражение Дюма-отца вспоминается мне всякий раз, когда я читаю очередной исторический роман от Алексея Иванова. Можно конечно по-разному относиться к творчеству Алексея Викторовича, но стоит признать - забить гвоздь в стенку могут "не только лишь все", если перефразировать известного киевского комика Кличко. Многие могут, на самом деле. А вот повесить на этот гвоздь такую картину, чтоб ей залюбоваться и от одного взгляда дух захватывало - "мало кто может это сделать". В современной российской литературе, Алексей Иванов один из тех немногих, кто может. На ивановском гвозде уже успели повисеть и московская экспансия в Пермь Великую и пост-пугачёвский Урал, со сплавами по реке Чусовой и даже Сибирь петровской эпохи, практически вся целиком. Теперь настала очередь Гражданской войны в России ......
Казалось бы, что ещё такого нового и интересного можно было написать на тему, уже изъеденную десятками (если не сотнями!) авторов, различного масштаба дарований, как швейцарский сыр? Пересказывать своими словами, уже многажды рассказанное? Повесить на гвоздик такую же точно картину, как и у других, только рамочку по своему покрасить? Иванов в очередной раз смог. Его "Бронепароходы" - та самая картина, от которой возможно будут злобно плеваться аки верблюды и "белые" и "красные"; но и те и другие несомненно остановятся и вперятся взглядом. Может быть взглядом восхищённым. Может быть это будет взгляд исполненный ненависти. А может быть - понимания.
В своём великом (на мой взгляд!) романе "Золото бунта", Алексей Викторович "наложил историю на территорию" - круто намешал пост-пугачёвский Урал, со сплавами по реке Чусовой. Соединил историю и географию, в единый и цельный монолит. В "Бронепароходах" не стал изобретать велосипед, а позволил себе (может!) поэксплуатировать уже не единожды блестяще удававшееся. Вместо Чусовой - Кама, вместо усмирённой пугачёвщины - горнило Гражданской войны, поглощающее в своём пламени страну, человеческие судьбы и всё, что прежде было дорого и свято. Вместо сплавщиков и барок - речники и речная флотилия. Каждый пароход выписан с таким интересом и любовью к предмету, что казалось бы к концу книги, я и сам научился различать их по гудкам и шуму гребных колёс, даже не видя воочию. Про блестяще зарисованные локации, динамичный сюжет и отменную кинематографичную атмосферность, можно и не говорить - для картин Иванова это само собой разумеющееся. Заканчивая сравнение с "Золотом бунта", можно добавить, что на этот раз обошлось без мистики и элементов фэнтези. Нууууу ....... почти.
И конечно же, люди. Географические ландшафты, реки, города, пароходы - ничто без людей. Не пароходы убивали и калечили друг друга, в блестяще описанных речных баталиях - люди. Не города разносили себя в хлам, скалясь осколками из разбитых окон и плача навзрыд трупами на улицах - это дело рук человеческих. Не речка Кама была готова повернуть вспять, чтоб защитить талантливого мальчика Алёшу - нет, свою единственную жизнь без колебаний, был готов отдать живой человек, Хамзат Мамедов. Всё зло в романе от людей. Но и добро - тоже.
Людей в "Бронепароходах" много. Как и событий. Самых разных, но в основном не избалованных вниманием других беллетристов. Тут и великий князь Михаил Александрович Романов и его убийцы - Николай Жужгов и Ганька Мясников. Фурия революции Лариса Рейснер и её супруг Фёдор Раскольников. Троцкий и Колчак. Адмирал Старк и многие, многие другие. Ижевско-воткинское восстание, междусобойчики нефтяных компаний, масштабная картина трагической гибели величественного прошлого, под ударами беспощадного будущего .......
Прошлое в "Бронепароходах", безусловно олицетворяют "белые". Вежливые, интеллигентные идеалисты, с иголочки одетые и пахнущие дорогим парфюмом. Алексей Иванов смотрит на них с симпатией, но одновременно и с грустной иронией. Эти люди были обречены своим непониманием изменившихся обстоятельств, неспособностью принять, что к прошлому нет возврата и упорным нежеланием хоть чем-то поступиться. Лёгкой джазовой походкой, сознательно шли на убой, принося себя в жертву великому прошлому, под звуки "Белой акации".
А вот "красные" по Иванову - это как раз про будущее. Вернее - про иллюзию будущего. Алексей Викторович, конечно, с брезгливым отвращением взирает на распоясавшихся "балтийцев" и на туповатых убийц вроде Жужгова и Мясникова, но в то же время в некотором роде очарован Ларисой Рейснер и вполне отдаёт должное способностям Троцкого и Раскольникова ...... Так почему же, про иллюзию? В отличие от "белых", погибавших во славу прошлого, "красные" сражались именно за будущее. За вполне чёткое, конкретно обозначенное будущее. За ясно представимое и пошагово запланированное. Но ...... человек предполагает, а Господь располагает.
Так же, как и у "красных", своё конкретное видение будущего было и у афериста Романа Горецкого - главного антагониста "Бронепароходов". Своего рода компиляция из двух основных враждующих сторон. С одной стороны безупречное воспитание и "хруст французской булки", с другой - готовность идти по трупам ради достижения результата и неразборчивость в средствах. Но в отличие от "белых" и "красных", движущая Горецким мотивация - не спасение страны и не светлое будущее; только своя шкура, только нажива. Предтеча хищника из 90-х.
Грядущее - всегда загадка. Когда оно известно, то человек якобы знает, что и кто ему там, в будущем, понадобится; а что и кто будут лишними. Вот перспективная девушка Катя Якутова - не помешает, а вон теми неудачниками, вполне можно и нужно пожертвовать. И Горецкий жертвует, постепенно превращаясь из честолюбивого афериста, в слетевшего с катушек маньяка.
Не случайно, в густонаселённом романе Иванова, ближе к финалу все куда-то пропадают и всё внимание сосредоточено на борьбе за выживание буксира "Лёвшино". Подобный Ноеву ковчегу, где "всякой твари по паре" - белые, красные, карточный шулер, бывшая проститутка и прочие разные, буксир стремится только к одному - просто вырваться из этого ада, просто выжить. Последние страницы книги - короткое замыкание, когда электричество прошлого замкнуло с проводами иллюзии будущего и пришлось вмешиваться Божьему промыслу.
Нельзя пытаться удержать то, что уже ушло. Нельзя расписывать грядущее по пунктикам, потому что в этом мире нет ничего лишнего и нет никого ненужного. Для Алексея Викторовича Иванова, обречены все - и "красные" и "белые" и "горецкие". Потому что располагает, только Бог .......
....... и буксир "Лёвшино" вырвется из огненного ада. И люди всё преодолеют. Россия всё преодолеет. И над спокойными, тихими водами Камы, в унисон крикам парящих чаек, раздастся требовательный крик зародившейся новой жизни.9400