Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Этюд багровых вод

Ава Райд

  • Аватар пользователя
    TatyanaPOMART19 июля 2025 г.

    Эта книга одновременно удивляет и разочаровывает. По аннотации можно ожидать фэнтези или даже ромфант, а на деле получаешь некое готически-мистическое расследование. И все бы хорошо, если бы не отголоски феминистического настроя то ли автора, то ли стремления быть в “тренде” повесточки.

    Персонажи. Историю эту можно назвать камерной - практически все действие происходит в одной усадьбе. Вот и героев тут немного. Главная героиня Эффи, конечно же, нетакуся. И единстенная в университете девушка, да еще и на факультете архитектуры. И хотят ее все поголовно, причем обязательно без ее согласия. Она еще и не совсем обычная даже по меркам этого мира - ребенок-подменыш. И выбрали ее в качестве двигателя сюжета тоже не просто так.

    В противовес Эффи есть Престон, студент литературного факультета (вообще впечатление, что в их университете всего два факультета). Его необычность в том, что он приехал из соседней, не очень дружественной страны. И тоже чуть ли не единственный, кто из этой страны, учится в универе, да еще изучает литературное наследие страны-противника. А еще у него очки.

    В качестве героев в книге также есть умерший писатель, тайну которого и едут расследовать главные герои. Сын этого писателя, друг его, жена. А центральное зло в романе - Король фей. И он тут по сути просто есть.

    На самом деле, это все, что можно рассказать о героях истории. Они просто есть, как Король фей. Я не заметила ни роста, закрытия каких-то арок. Хотя грустные истории их прошлого обязательно присутствуют.

    Атмосфера. А вот с атмосферой у романа все отлично. Мрачно, сыро, довольно-таки готично. Местами ловила на себе вайбы фильма “Женщина в черном” с Рэдклиффом. Особенно сцены с поездками по болотистой местности. Само повествование практически все время было пугающим и очень загадочным. А местами скучным и серым, что особенно замечалось в сценах, где Эффи и Престон вместе. Местами было даже стремно... В хорошем смысле.

    Язык / стиль автора. Первую треть романа, в которой сосредоточилось практически все напряжение, а история держится на загадочности, мне очень нравился стиль и язык автора. Потому что без особых изысков в словотворчестве Ава Райд смогла перенести меня в этот мир, в этот особняк, в эти эмоции. Но постепенно начала побеждать скука. Детали повторялись, как и эмоции героев. По несколько раз на главу говорилось про одно и то же. А ближе к концу началось нечто, похожее на феминизм. Как и герои книги, ее язык не претерпел никаких изменений или развития. Как и не смог до конца продержать в напряжении.

    Сюжет / сеттинг. Действие книги происходит в выдуманном мире, но который слишком уж напоминает Великобританию. Да и противостояние двух стран напоминает отношения Англии и Ирландии в определенный исторический период. Время действия тоже не слишком определяется. Одновременно создается ощущение современности (т.к. есть телефоны и автомобили) и начала XX века. А еще в этом мире мире есть магия, вдохновленная то ли кельтской, то ли уэльской мифологией.

    Мы знакомимся с Эффи - студенткой архитектурного факультета местного университета. Хотя поступить она мечтала на литературный факультет, но... на безрыбье и рак рыба, видимо. Да и мир тут принадлежит ужасным мужчинам, поэтому женщин в писатели не берут. Потому что женщины не способны написать что-то стоящее, достойное остаться в веках. На архитектурном тоже не особо рады первой женщине, но раз уж так получилось...

    Однажды сын почившего, но очень знаменитого и всеми любимого в стране писателя объявляет конкурс среди студентов на лучший макет перестроенного фамильного особняка. Побеждает, конечно же, Эффи, хотя в архитектуре она профан (это не мое мнение, это мнение самой Эффи). Зато этого писателя она обожает, особенно его нетленку, из-за которой и будет весь сыр-бор.

    Эффи отправляется в поместье писателя, где уже ведет свои исследования творчества студент литературного факультета Престон. Он чужак, так еще и работу пишет, которая ставит под сомнение авторство той самой нетленки. Паре предстоит вместе выяснить, действительно ли этот шедевр литературы был написан почившим писателем, что за тайна была в его жизни и как со всем этим связан мифический Король фей.

    Задумка классическая. Исполнение в целом неплохое. У книги на мой взгляд две большие проблемы - скука из-за многократных повторений и попытка показать 99,9% мужчин бездушными козлами с вечно стоящими членами.

    Интрига. Хотелось бы лучше. Как всегда в подобных жанрах, в первых главах читателя просто накрывает предвкушением. Но, к сожалению, автором истории является не твоя фантазия. Поэтому все вот-это-повороты, все психологические “скримеры” и клиффхэнгеры в конце глав слишком предсказуемые. Чеховские ружья стреляют холостыми, потому что задумка классная, но “выстрел” пукающий.

    Логика. К сюжетной логики у меня нет претензий. В книге под конец объясняется, почему именно “бестолковая” и “посредственная” в архитектуре /Эффи получает работу по реконструкции . Правда, за все время она всего два схематичных чертежа набросала, по которым даже смету нельзя составить. А вот логика остального повествования оставляет желать лучшего.

    Во-первых, в книге очень много мужиков-козлов. Абсолютно все, кроме Престона, хотят снасильничать героиню. Не из-за ее красоты или сексуальной энергии, а просто потому, что они мерзкие, старые мужики. У нее уже был опыт насилия с преподавателем. И это прискорбно. Но выставлять каждого мужского персонажа, даже просто упоминаемого в ретроспективе свиньей - это проблемы у автора или просто желание быть в “повестке”? И это касается не только Эффи В книги будет еще один женский персонаж, которую всю ее жизнь все мужики абъюзили - от отца до мужа. Это что, две основные составляющие каждого мужика?

    Во-вторых, Король фейри. О нем в книге практически ничего нет, чтобы понять кто он, что он, куда и зачем. Несколько раз упоминается, что он “мифический” и “не существует”. При этом Эффи воспринимает его вполне реально, даже встречалась с ним лицом к лицу. Наверное, предполагалось, что читатель заранее уже знает все о Короле фей (из северо-европейского фольклора). Мои, например, знания про подобных персонажей мифов (например, Оберон) шапочные. А многие вообще не знакомы с мифами про фей или фейри. Поэтому раскрывать довольно важного для сюжета героя все-таки нужно. А победа в финале над этим Королем - слитая в унитаз сцена. Читателя весь роман готовили ко встречи с ним, пугали его мощью и величием. А Эффи победила его буквально за секунду. И до этого она не качала какие-то супер-пупер навыки для победы над главным страхом в ее жизни. Я даже пару раз перечитала сцену, думая, что могла что-то пропустить.

    Удовольствие. Не могу сказать, что роман совсем уж плохой. Или однозначно заявить, что он мне не понравился. Я осталась равнодушной. И даже несмотря на довольно атмосферное начало и широкие задумки, для меня лично история осталась все же посредственной. Вы же всегда можете составить собственное мнение, прочитав книгу. В подборках она будет мелькать, но перечитывать не возьмусь.

    3
    230