Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чучело

Владимир Железников

  • Аватар пользователя
    Аноним3 августа 2015 г.

    Ситуация, описанная в повести достаточно распространенная в подростковой среде и очень хорошо демонстрирует их характеры и отношения, проявляющееся в крайностях поведения: то они очень веселые и шумные, то вдруг молчаливые и угрюмые; то смелые герои, то вдруг боязливые и беспомощные; иногда сомневающиеся и не верящие в себя; порой - слишком самоуверенные и спесивые; иногда, то очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные.

    И, наверное, среди нас найдутся такие, которые после прочтения этой повести произнесут нечто подобное: «О! Как это созвучно моему детству». И я одна из таких. И даже более того, я из числа тех, кого мои одноклассники короновали «Чучелом». Но как говорится, у каждого «чучела» своя история…

    История Ленки Бессольцевой обладает весьма скандальным характером. И если вы читали эту повесть, то вполне могли бы разделить мое мнение о том, что автор не без заднего умысла каждый раз апеллировал ко взрослым, когда дети превращались в маленьких и жестоких тиранов, что бы именно они, эти самые взрослые, с их многовековым опытом, сумели растолковать, почему же мир настолько жесток и несправедлив… И что же взрослые? Они умудрялись не только не замечать, но и игнорировать эти посылы, а, то и вовсе способствовать ожесточению собственных детей. А принять такую правду не каждый взрослый готов…Взрослые бегут от ответственности как от чумы, или находят для себя массу поводов лишь бы - не задаваться отвлекающими эпизодами чужих жизней. Маргарита Ивановна (классный руководитель) – целиком и полностью занята своим замужеством, мама Рыжего предпочитает не вмешиваться: «поди знай этих детей, сегодня друзья, а завтра враги, пускай сами разбираются…», дедушка Лены – Николай Николаевич, хоть натура тонкая и чувствительная, да вот не сумел сразу распознать настроение внучки, картины – в них целая жизнь, вся его родословная – главное они, их сохранить от влаги и плесени.

    Да дети жестокие. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Они смеются над ней и прозывают ее «Чучелом», за то, что она внучка своего деда, такая же чудаковатая как и он. Лена старается подружиться с ребятами, и на все их колкости в адрес деда и ее самой старается улыбаться, ко всему еще и самой вдоволь посмеяться над этими шутками. А потом еще и это предательство… которое она взяла на себя, вместо того, кем так восхищалась и гордилась, того, кто был единственным ее защитником перед ребятами – Дима Сомов. Ах Димка, Димка… ты позволил девчонке взвалить на себя вину и тем самым еще больше подорвать репутацию Ленки, позволил им – Рыжему, Лохматому, Вальке, Железной Кнопке, гонять ее по всему поселку с воплями и криками о том, что ей объявлен бойкот и что ее надо сжечь на костре. Да…да, ты хотел, хотел признаться, да вот только страх победил. Страх потерять свое первенство, страх стать изгоем и посмешищем.

    Но почему жестоки дети? Откуда такая сила негатива и презрения? Ведь они еще не настолько «хлебнули» горькой жизни!? Это довольно сложные вопросы, на которые не так легко найти ответы. Я ограничусь лишь, сказав, что наши дети – это частичное отражение нас, взрослых, которым они либо подражают, либо видят в нас своих антигероев.

    Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» - лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели, тогда как ее мама никогда не сдерживает своих обещаний;
    Лохматый - силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила;
    Шмакова - передовая красавица класса, никогда не делающая того, что для неё невыгодно;
    Валька - мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это когда много денег. По - этому готов даже на то, чтоб сдавать собак на бойню;
    Марина - мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву, стать самостоятельной и независимой;
    Дима Сомов - мальчишка из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе, но так и не осознавший, что ответственность – это одно из ключевых качеств лидера.

    Жестокость – это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети».

    11
    132