Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Yellowface

R. F. Kuang

  • Аватар пользователя
    Gelajr18 июля 2025 г.

    Сложнее, чем кажется

    По какой-то загадочной причине многие прочитавшие воспринимают эту книгу как прямолинейную историю в духе "как просто обманывать себя, но посмотрите, к чему это приводит".

    Не спорю, героиня – Джунипер Сонг Хейворд – яркий пример ненадежного рассказчика. Она обманывает окружающих, обманывает близких, обманывает себя, но... Но. Делает ли это "Йеллоуфейс" историей об обмане и его последствиях в современном мире? Нет.

    В спорах я нередко слышу утверждения по типу: "Если имярек обманул в том-то и том-то, то он(а) лжет во всем". Это умилительный пример юношеского максимализма и давайте его оставим подросткам. Кто из нас не обманывал себя, говоря, что "он(а), обязательно изменится, просто надо показать, как я люблю" или "все, с понедельника начинаю новую жизнь". Или даже других: "да сделал(а) я домашку, сделал(а)", "да я час назад закрыл(а) эту таску". Делает ли это нас только лишь серийными обманщиками и никем больше? Пожалуй что нет.

    Мир не состоит из черного и белого, как бы это ни было удобно. Да, Джун украла черновик рукописи умершей "подруги" Афины. Но она тоже поработала над ним. Она вложила свой труд, свой талант, свои слова. Это не оправдывает ее, но показывает, что ситуация далека от упрощения "украл – издал – купаешься в деньгах и премиях". Наш мир состоит из миллиона градаций между черным и белым, и Джунипер тоже.

    Вторую героиню, умершую на глазах Джун писательницу Афину Лю при чтении иногда видят только как жертву обмана, которая даже не в состоянии защитить себя. Для меня же Афина стала прекрасным сатирическим портретом Ребекки Куанг на саму себя: молодая, блестящая и амбициозная американка азиатского происхождения с престижным образованием в университете Лиги Плюща. И между тем она не то чтобы лучше Джунипер. Она точно также украла когда-то историю Джун и ее очень личные переживания, издав под своим именем без разрешения. В одном отрывке Джун описывает фото Афины на одной из ее книг... и это буквально описание фотографии Ребекки на одной из ее книг!

    Куанг явно понимает, что она сама – такая же часть несправедливой, но уже сложившейся системы, где издательства выбирают заранее, какого автора они будут раскручивать, а на какого забьют. В Америке, например, эта система основана в том числе на расовых "квотах": у нас умер "голос Азии", теплое место освободилось, давайте раскрутим новое лицо. И так как все мы понимаем, что в современном мире продуманный маркетинг и раскрутка – это, буквально, все, то очевидно, что издательства буквально заранее, до продаж решают, кто достоин стать популярным и известным, а кто у них в портфеле только для количества.

    И это подводит нас к одной из главных тем книги.

    "Йеллоуфейс" – острая сатира на современное книгоиздание. Не только в Америке, но и во всем мире. И да, в России тоже. Я специально читала книгу с закладками, отмечая, где указаны общие и для них и для нас приколы книжного рынка (такие как затравить на основе слухов и домыслов), а где конкретно американские (у нас никогда писатели массово не тусили в "иксе", даже когда он не был запрещен). Поверьте, общего набралось немало.

    К сожалению, сатира не предлагает решения проблем. Она только подсвечивает их для широкой публики. Предлагает задуматься. И я искренне надеюсь, что хотя бы кто-то из таких вот прочитавших и задумавшихся людей сможет когда-нибудь хоть немного изменить книжный рынок в лучшую сторону.

    5
    97