Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мертвые души

Н. В. Гоголь

  • Аватар пользователя
    scintillla18 июля 2025 г.

    Перечитываю школьную программу и нахожу много прекрасного и интересного!

    Осилила одно из самых неприятных по школе произведений. Оказалось не так уж плохо или трудно, а очень даже ничего.‧₊˚☽
    Для меня это вещь из разряда уроков химии: ждешь чего-то таинственного, интересного и необычного, а получаешь сложное, скучное черт-пойми-что. Конечно, начитавшись малороссийских повестей и «Вия» в школьные годы я настроилась на мистику. Конечно, разочаровалась и не стала читать.

    Что на самом деле?
    Занимательный сюжет, за которым хочется следить, небольшой объем {я думала, что оно огромное, а справилась за два денька}, много красивых лирических отступлений и авторских рассуждений о Руси и русском народе, о современных читателях, о типичности характеров своих же героев…

    На удивление, затягивает и оторваться нелегко. Глав всего 11, они длинные, но после каждой думаешь: «а, быть может, еще одну?». Книга глубоко погружает в приятные мне реалии жизни на Руси, да и любопытно было, как вывернется и вывернется ли(!) Чичиков из случившейся истории. Вот настолько я не знала сюжета.

    Композиция поэмы {до сих пор не могу привыкнуть к определению жанра} тоже располагает к облегчению чтения: прибытие главного героя в губернский город N, знакомства и наведение связей на балу у губернатора, -> 5 сделок с помещиками, в чьем лице обозначены общественные пороки, -> популярность среди чиновников, второй бал, -> слухи и сплетни среди женщин, -> попытки мужчин растолковать сложившееся мнение [все лишь сильнее запутались и наворотили невесть каких небылиц], -> рассказ автора о прошлом героя и некоторое объяснение его нрава и поступков.

    И, ах! все это перемежается с подробными реалистичными описаниями ухабистой, пыльной, бесконечной дороги, станций и смотрителей, бедных и богатых деревенек, крепостнического быта, грязных и закоптелых трактиров, темных городских мостовых и, конечно же, представителей светского общества. А вместе — составляет такую романтику прошлого, что не хочется отрываться, настолько оно настоящее — пахнет, шумит, предстает перед взором, как будто было вчера!

    Гоголь старается разгадать непостижимую русскую душу, представляет ее со своими пороками и прелестями, с главными проблемами современности {той и этой} — коррупцией и чиноугодием, с надеждой на светлое будущее, пока страна, как стремительная птица-тройка, несется в неизвестность.

    То ли я выросла, то ли Гоголь никогда не был противным и сложным — но это довольно приятное чтение, не утомительное, местами — забавное и смешное {как же я счастлива теперь понимать его юмор!}, а где-то — страшное, потому что узнаешь и свой мир с никуда не исчезнувшими взятками, кумовством и неравенством положений. Особенно узнаешь, проживая в таком же городишке, где ценят связи, статус и деньги, а люди, достигшие успеха по службе, отчего-то позволяют вести себя высокомерно с работниками сферы услуг.

    Я не в восторге, но впечатление хорошее; так здорово проникнуть в источник отсылок, которые встречаются в творчестве последующих писателей, узнать, а что это из себя такое и с радостью заключить, что оно не угнетает, как думалось раньше, и что пахнет оно Русью во всей ее грязи и красе.

    Занимательный момент:

    1 том «Мертвых душ» представляет собой путешествие героя в ад;
    2, который сожжен, — предполагал чистилище, в которое должны были отправиться Чичиков и, внимание! — Плюшкин (два героя, у которых есть прошлое, есть динамика, а, значит, есть и будущее);
    3, так и не написанный, — Рай, соответственно.

    Поэтому, в поэме мертвы буквально все: не только физически почившие мужики или духовно-нравственно умершие помещики, но и сам Чичиков. Гоголь отталкивался от «Божественной комедии» Данте и хотел построить свой текст по тому же принципу прохождения через три загробных мира. Занимательно, скорее, то, что нам достался только помещичий ад.

    Я же от всей души восхваляю серию «Вечные истории» от МИФ — ничто так не побуждает прочесть устаревшую и непонятную книгу, как эстетичное оформление, плотная белая бумага и приятные ощущения от прикосновений к обложке.

    6
    162