Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятый персонаж

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним18 июля 2025 г.

    Весь мир – театр, а люди в нем – актёры

    Но к сожалению, не всем актерам достаются главные роли.

    «Пятый персонаж» – первая часть «Дептфордской трилогии», посвященной судьбе трех выходцев из провинциального канадского городка: преподавателя колледжа Данстана Рамзи, успешного бизнесмена/политика Боя Стонтона и всемирно известного фокусника Пола Демпстера. В самом «Пятом персонаже» повествование ведется от лица первого, в форме письма некоему директору, которому Данстан пытается доказать, что его жизнь представляет собой нечто большее, чем то, что было описано в краткой заметке, посвященной его уходу на пенсию, где он предстает, по его же словам, как «старый маразматик, сорок пять лет кряду вдалбливавший ученикам свои поверхностные, на уровне «Занимательной истории войн и сражений», представления о предмете».

    В принципе, уже дойдя до этого описания в самом начале, я понял, что чтение будет увлекательным. «Пятый персонаж» – словно огромный, скрытый в недрах земли естественный резервуар, где залегает чистейшая высококачественная ирония (прошу простить, работаю в области нефтепеработки). Одно это, на мой взгляд делает, его достойным прочтения. Саркастичные, едкие описания рассказчиком его родного города, знакомых, да и себя самого для меня явились источником огромного эстетического удовольствия, с лихвой оправдавшего потраченное на роман время.

    В качестве примера, фрагмент, где главный герой описывает свой путь на поля Первой Мировой Войны:


    «А потом мы плыли на корабле и слушали офицеров, ежедневно укреплявших наш боевой дух рассказами о немецких зверствах. Немцы рисовались нам настоящими исчадиями ада, они не столько воевали, сколько калечили детей, насиловали женщин (никак не меньше, чем вдесятером на одну несчастную жертву) и оскорбляли все, какие ни попадя, религиозные святыни... Им следовал преподать урок, что порядочность все ещё правит этим миром, ну а уж мы-то, конечно, были прямым воплощением порядочности. К этому времени я достаточно насмотрелся на армейскую жизнь, чтобы задумываться, что если уж мы – воплощение порядочности, эти немцы должны быть поразительными мерзавцами, потому что более богохульных, вороватых и развратных бандитов, чем многие из наших солдат, даже трудно было себе представить.»

    Роман сложен и многослоен, некоторые из поднятых тем, к примеру, о разнице во взглядах на жизнь в зависимости от приверженности определенной ветви протестантизма, или же присутствующие отсылки к Библии, для меня остались покрыты пеленой из отсутствия достаточного кругозора. Однако один из признаков хорошего романа как раз-таки и заключается в том, что каждый «кесарь» найдет в нем своё «кесарево».

    Для меня основная тема романа – духовность в человеке. В романе демонстрируется отличие между истинной духовностью, всегда сопряженной с беспокойством, поиском ответов на нравственные дилеммы (характерно для главного героя), и духовностью формальной, показанной на примере нескольких персонажей.

    Один из примеров - пастор Амаса Демпстер. Он истово верует, громко молится, как того и требует его направление христианства (баптизм), он до исступления искренен во время молитвы, но эта его искренность с Богом выливается по сути в оскорбления окружающих его людей. Его близость к Богу отдаляет его от собственной жены, приводит к отсутствию чуткости, деликатности по отношению к ней. Как апогей, перед смертью он вслух молит Бога о том, чтобы он простил миссис Демпстер за то, что она разбила ему жизнь. Сконцентрировавшись на формальном исполнении религиозных ритуалов, на постоянных исповедях, он забыл об их сути, возлюбив Бога, он перестал любить ближнего.

    С этой же точки зрения важен эпизод, в котором миссис Демпстер, после истории со снежком утратившая часть рассудка, по своей воле отдалась грязному бездомному, «потому что ему этого очень хотелось». В дальнейшем главный герой узнает, что этот полный самоотречения поступок сильнейшим образом воздействует на этого бомжа, превращая его в проповедника. Используя свой опыт, он начинает помогать людям, подобным ему в прошлом. Деяние миссис Демпстер, естественно, было единогласно осуждено другими жителями Дептфорда, ведь по форме своей оно греховно. Лишь чуткий, сомневающийся Данстан Рамзи оказался способным почувствовать, что форма эта не соответствует сути поступка. Согрешив формально, она проявила сострадание, в то время как осудившие её, не помогли никому.

    Другой центральный персонаж, успешный бизнесмен Бой Стонтон, в соответствии со своими потребностями в качестве духовного наставника избирает себе пастора/бизнес-тренера, интерпретирующего Библию как книгу о предпринимательстве (к слову, чем не оригинальная идея для начинающего инфоцыгана). Бой и другие люди его круга прекрасно описаны главным героем:


    «Ни один из этих ка-питтл-истов не проявлял хотя бы самой зачаточной способности к рациональному мышлению, и я был вынужден прийти к заключению, что они действительно жнут там, где посеяли, однако сеяли они не упорный труд и отказ от многих жизненных радостей, как казалось им самим, но талант, талант довольно редкий, талант такого свойства, что никто, даже его обладатели, не хочет признавать его талантом, чем-то таким, чего если нет, то и не будет, сколько ты ни трудись. В отличие от большинства своих сограждан они имели талант к денежным махинациям.»

    И именно на контрасте с Боем показано отношение автора к Пятому персонажу. По всем канонам главным героем истории должен быть Бой, достигший грандиозного успеха в жизни, из сына пусть и относительно богатого, но очень локального предпринимателя до бизнесмена и политика, известного на всю страну. Однако при всём своем внешнем развитии он не вызывает интереса, банален и в стремлениях, и в суждениях. Формально неуспешный, но духовно богатый Данстан Рамзи, с его сомнениями, поисками чуда, с его увлечением агиографией мне лично гораздо симпатичнее и интереснее. Именно Пятый персонаж, на первый взгляд заурядный и вторичный, зачастую оказывается ярким и неповторимым, в то время как главные герои на поверку оказываются посредственными и скучными.


    «Это - одна из жестоких особенностей жизненного театра, все мы считаем себя звездами, напрочь отказываясь понять и признать свою истинную сущность второстепенных персонажей, а то и статистов.»

    Резюме. «Пятый персонаж» – роман, совмещающий в себе и интересный сюжет (в конце имеет место даже неожиданный твист), и глубокие философские вопросы, и ироничный, иногда с привкусом горечи юмор. Он написан простым, но очень емким, точным языком и наполнен ироничными наблюдениями на тему армии и войны, педагогики, семейных отношений. Значительная часть произведения так или иначе касается веры, религии, но на мой взгляд роман будет интересен и не очень посвященному в эти вопросы читателю.

    5
    244