Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним17 июля 2025 г.

    ПЕЧОРИН — НЕ ЗЛОДЕЙ. СНИМАЕМ ЯРЛЫКИ С ГЕРОЯ РОМАНА.

    «ИНОГДА МНЕНИЕ МЕШАЕТ ПОНИМАНИЮ».

    «Герой нашего времени — это книга о череде безнравственных поступков и скучающем нарциссе, который рушит чужие судьбы».

    Если это единственный вывод, который вы сделали после прочтения, а осмысление свелось к перечислению тех самых безнравственных поступков Печорина, то смело заявлю: это не осмысление, разве что формальное — «суть понял, содержательного не вынес».

    Такой подход, увы, но все же — утрата значения, смысловой ценности текста и цельности произведения.

    Можно ли назвать этот подход и вывод глупыми и неправильными?

    Ни в коем случае — мы ведь не на уроке литературы. Я отнюдь не собираюсь говорить, что правильно, а что нет.

    Можно ли сказать, что читать без глубины вообще бессмысленно?

    Нет, нельзя. Любое прикосновение к классике не может быть бессмысленным.

    Но можно ли сказать, что такой подход упрощает суть, авторскую позицию и приводит к практически полной потере глубины и смысла?

    Да, безусловно.

    Вы можете возразить:
    «Совсем необязательно всё сводить к поиску смыслов и истин».
    И будете правы. Действительно — необязательно.

    Но хочется сказать, что классическая литература — не массовая культура, созданная для развлечения. Это текст, который по природе своей требует углубления, вдумчивости и приглашает к мышлению. Условие необязательное, но я всё же предлагаю поразмышлять — не со стороны оценки действий героя и навешивания на него ярлыков.

    *Хочу сказать, что любая точка зрения имеет место быть. Но если вы прочитали начало рецензии, согласились, а потом захотели написать мне: «что за снобизм?!» — то, возможно, вам стоит прочитать данные размышления. Надеюсь, это поможет взглянуть на роман глубже. Моё мнение сформировано не из личных суждений, а с опорой на текст, критику и исторический контекст.

    В. Белинский писал:
    «Истинно художественные произведения не имеют ни красот, ни недостатков: для кого доступна их цельность, тому видна одна красота. Только близорукость эстетического чувства и вкуса… может видеть красоты и недостатки, приписывая произведению собственную свою ограниченность».

    Роман для вас, если вы: любите сложность ,многослойность и психологию.
    Рекомендую философам и любителям размышлять. Ценность этого романа, как раз для философии, например, очень трудно переоценить. "Герой нашего времени" — буквально предшественник философии экзистенциализма.

    Не подойдет для: лёгкого развлекательного чтения и тем, кто готов только "проглотить" сюжет.
    Не рекомендую тем, кто не любит углубляться в философию и психологию. Возможно, тем кто НЕ готов чуть отклониться от чётких моральных ориентиров и ценностей и найти силы не судить, а понимать. Печорин — это вызов, а не простой урок.

    «ЦЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ОСМЫСЛЕНИЯ».

    Для понимания произведения, которое должно подтолкнуть к размышлениям (а роман безоговорочно, таким является), важна взаимосвязь всех элементов, понимание исторического контекста и позиция автора.
    Это то, что поможет взглянуть на текст не так, как «принято», а так, как будет даже интереснее — ведь это расширит ваш взгляд, глубину мыслей и кругозор в целом. Чуть позже, обещаю вам, глубже раскроем всё о чем было упомянуто.

    «ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ПЕЧОРИНА НЕ СЛИШКОМ ПОМОЖЕТ В ОСМЫСЛЕНИИ».

    Не стоит фрагментарно читать роман, разбирая произведение только со стороны морали.
    Это подход, часто встречающийся на школьных уроках литературы, но он значительно упрощает суть.
    Понять — не значит выдать оценку поступкам Печорина, поделив их на «плохие» и «хорошие».
    (!) Такое деление на «добро» и «зло» может быть уместно, когда вы читаете сказку или литературу классицизма, но произведение, которое мы обсуждаем, — не является ни сказкой, ни классической пьесой.

    «РОМАН НЕ ПРО «ЧТО ПРОИСХОДИТ?», А «ЗАЧЕМ?». ВАЖНОСТЬ ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА».
    Герой нашего времени — это первый (!) психологический роман в истории русской литературы. Оговорюсь, начала психологического романа, а не зрелая его форма, как, например, у Достоевского. Что кроется за этим жанром? Ответ довольно прост.

    Это размышление над природой человека. Михаил Юрьевич положил начало новой традиции, где смысл — не во внешнем действии, а во внутреннем состоянии человеческой души. Сама только суть такого жанра подразумевает: важно не «что он сделал», а «почему?».

    Автор не оправдывает и не осуждает Печорина — он его исследует, раскрывает и делает это очень точно! Он не даёт ответов на извечные вопросы, а приглашает к размышлению.

    Лермонтов почти буквально в предисловии, где объясняет цель сочинения, ставит диагноз поколению и обществу, но без оценочного мнения:
    «…болезнь указана, а как её излечить — это уже Бог знает!».

    А вот и самая цитируемая фраза:
    «Печорин — это портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения» — она очень точно и ясно отражает посыл автора.

    Печорин — это зеркало, в котором отражается не один человек, и даже не одна эпоха.

    «ПЕЧОРИН — ЭТО НЕ «ОН». А ВОЗМОЖНО — ВСЕ «МЫ».

    В Печорине, если хватит смелости, можно рассмотреть и самого себя. Его внутренние надломы, которые сделали его «нравственным калекой», встречались многим людям — я уверена. Просто у него этих самых надломов гораздо больше, проявляются они ярче и конечно преувеличены, потому что он — собирательный, поэтический образ. У него изначально нет и не может быть цели понравиться читателю.

    Какому человеку не знакомо хоть одно из этих чувств: внутренняя пустота, экзистенциальная скука, а может — желание власти, саморазрушительность, отчуждённость, страх близости?

    Немало людей проживало сложные периоды и испытывало эти чувства.
    А если нет — за вас можно искренне порадоваться. Но это скорее исключение.

    Суть в том, что роман почти по крупицам раскладывает эти чувства — и в какой-то степени помогает понять их природу, стоит только поразмышлять.

    «Отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нём больше правды, нежели вы того желали?..» — обращается к читателю Лермонтов.

    «КАК ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РАЗРУШАЕТ СУТЬ?»

    «Нет злых людей, есть несчастные» — весь роман раскрывает эту мысль. Все события и действия имеют причинно-следственные связи, и гадкий характер Печорина — не исключение.

    Потому морализаторское чтение разрушает суть — а если точнее — является бессмысленным, если цель — понять, а не просто прочитать книгу.

    Сам Лермонтов иронично усмехнулся над таким подходом, назвав его «несчастной доверчивостью читателя» и написал:
    «…публика простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана…» — это написано буквально на первой странице романа.

    Да, он довольно злостно иронизирует. Но делает это справедливо.

    Прочтение «Героя нашего времени» должно по своей сути заставить задуматься, а не вынести вердикт.

    «НЕ ХАРАКТЕР, А СИМПТОМ ЭПОХИ»

    1830-е годы — время между декабристским восстанием и реформами Александра II. Мы не будем углубляться в историю — достаточно знать, что это время после декабристской травмы общества, консерватизма и пустоты, дополненное жесточайшей цензурой и подавлением воли.

    Именно эпоха формирует героя: Печорин — симптом. Эпоха отражается в нём самом и проживается через него. Это время застоя, и Печорин — не просто «плохой парень», а крик целого поколения.

    Психологизм, уважаемые читатели, — это и есть форма литературы разочарованного века. Литературы эпохи Николая I, которая впитала атмосферу подавленного интеллекта и невозможности действия, а Печорин — повторюсь, следствие.
    «ОСОБЕННОСТИ РОМАНА — ЗЕРКАЛО РАЗБИТЫЕ НА ЧАСТИ»

    Нельзя не упомянуть: в романе нарушена хронология — герой раскрывается через три «оптики» восприятия:

    • Слова приятеля. «…наделал он мне хлопот … права, есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи», — М. М. о Печорине.
    • Взгляд рассказчика. «…о глазах … они не смеялись, когда он смеялся! … Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». «Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжёлый … мог бы казаться дерзким, если б не столь равнодушно спокоен», — рассказчик о Печорине.
    • Дневник Печорина. «… целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу и рассудку», — Печорин в дневнике.

    Сделано это сознательно, потому что роман — психологическое исследование, а не линейное повествование.

    «ОДИН РОМАН, А ЖАНРОВ ПЯТЬ»

    Есть и ещё одна особенность: все главы написаны в разных жанрах, чтобы подчеркнуть многогранность героя:
    • Бэла — повесть в духе романтической драмы, с отголосками байронизма (роковая страсть, экзотика и стихийность рока).
    • Максим Максимыч — очерк бытовой прозы (простые характеры и бытовые детали).
    • Тамань — готическая новелла (мрак и тревога).
    • Княжна Мэри — психологическая драма (очень тонкая психологическая проза, в ней важны не столько события, сколько мотивы).
    • Фаталист — философская притча (в ней звучат мистические и экзистенциальные размышления).

    Печорин не укладывается в одно измерение — это роман о мотивах.

    ВАЖНАЯ ПОМЕТКА!

    Перед тем, как «снять ярлыки» с Печорина, хочу Вас уверить — я вовсе его не защищаю. Он просто в этом не нуждается. Его поступки действительно ужасны и аморальны. Но роман о другом: страшная внутренняя пустота, на фоне который события ощущаются, как фон и об эпохе, которая разучилась чувствовать и верить (так и не скажешь про какой это век, да?)

    Поступки важны и было бы глупым обесценивать их значимость, но главное всё же то, почему они происходят. Мы наблюдаем сначала за распадом личности, и только потом, как следствие: за разбитыми сердцами девушек и судьб людей, которые Печорина окружали.
    И ещё!!!
    Важно понимать, что подробный анализ психологического романа и оправдания поведения людей из реальной жизни (таких, как Печорин) — абсолютно разные вещи, уважаемые читатели!

    Жизнь — штука другая, и более сложная. И если кто-то причиняет боль и играет с вами, то это не нужно раскладывать и препарировать, как личность Печорина.

    Литература дает право понять, а не обязанность прощать всё и всех.

    Попытки разобрать, почему «он так поступил» применимы к страницам книг, а не к реальной жизни, если Вы не психолог и не психиатр.

    И НАКОНЕЦ, РАЗУВЕНЧИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ.

    Я не буду писать характеристику Печорина. Мы разоблачим ярлыки, которые часто на него навешивают — и не ради отрицания, а ради углубления, потому что они упрощают суть и искажают восприятие. Так и про Гамлета можно сказать: «нытик» — основание есть, но всё же мимо сути.

    1. ПЕЧОРИН — НАРЦИСС?

    Правдопо

    • Красивый:
    й:

  • «широкие плечи доказывали крепкое сложение», «его кожа имела какую-то женскую нежность», «он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским», — рассказ
    • Уверенный:
    >Уверенный:
    «—… она говорит, что у тебя наглый взгляд, что ты верно, о себе самого высокого мнения.
    — Она не ошибается…» — разговор
    • Обаятельный, потому что: «радости забываются, а печали никогда…» — мнение Печорина о том, почему же Вера его так любит.

      Но!

    так любит.

    Но!
    Давайте разберем, кто такой по своей сути нарцисс и почему Печорин им не является.

    Нарцисизм: грандиозное чувство собственной важности, потребность в восхищении, отсутствие эмпатии, манипулятивность, уверенность в своей уникальности.

    1. Печорин вовсе не восхищается собой, а анализирует и презирает на протяжении всего дневника и делает это не из самолюбования.

    Нарциссу же не свойственен такой глубокий и предельно честный уровень рефлексии.

    2. Нарцисс использует людей, чтобы потешить самолюбие, уверить себя и других в своей уникальности.

    Печорин же отчаянно пытается доказать себе, что он жив. Ему это совсем не приносит удовольствия, как нарциссу.

    3. Он очень проницательно понимает других, а нарцисс слишком зациклен на себе, чтобы так глубоко видеть людей.

    4. Психологический нарциссизм требует чувства грандиозности, а у Печорина — одна сплошная утрата: жизни, смысла целей. И он не лишён эмпатии.

    5. Он не защищает свое эго, не оправдывается и не считает себя правым.

    6. И наконец, нарциссу очень нужны поклонники, одобрение и внимание, а Печорин бросает всех, кто ему это внимание дает.

    Если уж и обобщить, и поставить «диагноз», то он скорее депрессивный и шизоидный тип личности.

    Он не страдалец, которому бесконечно нужно внимание, чтобы чувствовать значимость и эмоции, а страдалец, который и сам себя не может выносить.

    Определение личности Печорина, как «нарцисс» скорее похоже на собственную проекцию, потому что он действительно хорош собой.

    Это не про моральные принципы и нравственную составляющую (он напротив, нравственный калека), но нельзя не заметить и отрицать: очень острый ум, обаяние, и умение тонко и точно анализировать.

    2. ПЕЧОРИН — ЭГОИСТ?
    В какой-то степени верно.

    Он действительно не думает о других, когда рушит чужие судьбы.

    Но!
    Эгоист ставит своё счастье выше чужого. Печорин же вообще не верит в счастье как таковое.

    Он сломанный человек. Отчуждённый. И его неспособность к сопереживанию — следствие этого, а не эгоизма.

    Как в случае, с «нарциссизмом», нельзя сказать, что он не эгоист совсем.

    Но посмотрим глубже: он одинок, внутри умер, отрешён, и потому всегда выбирает себя. Назвать Печорина эгоистом — удобно, но как правило типичный эгоизм предполагает цель, а Печорин живет в пустоте. В этом случае — эгоизм не диагноз, а следствие.

    3. ПЕЧОРИН — ЗЛОДЕЙ?
    Нет. Злодеи хотят власти, славы, мести. У Печорина нет цели.

    Разрушил — опустел, победил — заскучал, влюбил — убежал.

    Смысл его жизни давно ускользнул. Он — больной человек, и сам это признаёт. Печорин не делает свои поступки из-за зла, он просто не умеет ничего строить.

    Скорее не «злость», а «трагическая несостоятельная личность».

    А ещё чего незаслуженно часто НЕ говорят о Печорине, так это о том, что у него есть эмпатия, он не бессердечный.

    Злодей не страдает, от боли других, а наслаждается, а Печорин мучается. Он никого не преследует, не заставляет быть с собой или дружить — все идут к нему сами.

    Печорин честен, а злодеи врут. И важно, что он не разрушает идеалы и моральные нормы, а живёт в их отсутсвии.

    А КТО ЖЕ ОН ТОГДА?

    Он — пропасть в человеческой форме: Не чувствует, не верит, не любит. Не носитель зла, а носитель сплошной губительной пустоты.

    Он не живёт, а наблюдает себя живущим.

    Он — глубокий интеллектуал, чьи знания не несут пользы. Ни себе, ни другим.

    Герой живёт в эпоху без дела. Офицер без войны, мыслитель без школы, романтик без веры.

    Печорин — не характер, а отсутствие смысла, анатомия пустоты и следствий, которые становятся итогами этой самом абсолютной пустоты.

    ВЫВОД

    Роман требует глубокое и вдумчивое осмысления. Лермонтов создал сложный психологический портрет, который не умещается в рамки морали, ярлыки и клише.

    Роман даже стал зарождением экзистенциальной философии. Философии, где главным объектом является личность и индивид, а например, не Бог или общество.
    Лермонтов, конечно, не философ, но он заложил в голове своего героя вопросы ключевые для экзистенциализма: "В чем смысл моих поступков?" "Кто я?".

3
47