Рецензия на книгу
Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)
Михаил Булгаков
scintillla17 июля 2025 г.Прекрасное переиздание МИФ побуждает возвращаться к классике!
Вчера дочитала, наверное, самую известную и обсуждаемую в русской литературе книгу о лиминальной советской Москве 30-х — периоде сталинских репрессий и жесткой цензуры. О мистических событиях, связанных с появлением в столице самого Сатаны, о хаосе, учиненном его свитой — и о попытке властей их «официально» объяснить. О тяжком выборе, малодушии и трусости древнеримского наместника, вынесшего смертный приговор Иисусу. О силе прощения, о творчестве, которое не запереть в тюрьмах и психбольницах. И, немного, — о самопожертвовании в любви.‧₊˚☽
☾ ⋆・゚:⋆・゚☾ ⋆・゚:⋆・゚☾ ⋆・゚:⋆・゚
Писать о классике всегда сложно, а писать о книге, про которую постоянно слышишь: «самая любимая в школьной программе», «гениальная» и «перечитываю каждый год» — даже страшно. Просто поделюсь впечатлениями:
Произведение, действительно, культовое и, как любят выражаться другие читатели, многослойное и глубокое. В школьные годы я мало что поняла, кроме чертовщины — запутали библейские отсылки, множество второстепенных героев-москвичей, завуалированные диалоги о нквд и критика на советскую власть — о ней толком и не знала. Счастлива, что со второго раза, спустя 8 лет, смогла вникнуть и погрузиться в сюрреалистичный мир, созданный Булгаковым. Остался неразгаданным вопрос о двойной смерти героев, но он остается у всех.
Гротескный роман сочетает сатиру и философию и давно разобран на крылатые высказывания, как экзистенциальные:
Никогда и ничего <не просите>, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!так и забавно-ироничные:
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.Главные герои яркие и запоминающиеся, исторические отсылки приходится разгадывать [например, я гуглила анализ убийства Иуды и сна Никанора Ивановича о театре], а текст, на удивление, захватывающий, легкий и бодрый — сложен именно подтекст. Понимаю, отчего «МиМ» нравится школьникам [мы по программе проходили поверхностно, поэтому со школы книга мне запомнилась как странная и малопонятная]: после угнетающе-тяжелого реализма и барско-крестьянских проблем так приятно увидеть…фэнтези.
Первостепенна, на мой взгляд, вечная тема баланса добра и зла, света и тени, которые не могут существовать друг без друга и уравновешивают деяния другой стороны:
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?✧ :・゚✧ :・゚✧ :・゚✧ :・゚
Любовная линия, как и раньше, не восхищает, а кажется пресной и возникшей с пустого места — слишком многое из истории возлюбленных словно бы осталось за кадром. А вот ненавистные когда-то пилатовские главы, которых оказалось меньше, чем помнилось — тот самый роман в романе — понравились более всех. Похождения свиты Сатаны запали в душу и увлекали, даже когда касались разбоя и нападения. Две центральные фигуры: Воланд и Понтий Пилат — пробуждают особое любопытство и интерес!
Отдельно запомнилась сцена, в которой бездетная(!) королева Марго спасает Фриду: женщину, удушившую рожденного от насильника ребенка и обреченную на вечные мучения в посмертии.
Впечатлила закольцованность и зеркальность: танцы в Грибоедове пересекаются в великим балом Сатаны — образ хозяина ресторана также инфернален, как образ Воланда; в конце на Москву наползает та же тьма, что пришла со Средиземного моря и накрыла ненавидимый прокуратором город. Границы миров сдвигаются, нечисть беснуется, а незыблемой точкой отсчета становится, несущая обновление и свет, Пасха.
Замечательна тонкая связь героев нитями разномастных событий, и, конечно, финал: навели шуму, поглядели на современный народ — пора и честь знать. Заодно прихватили тех, за кого попросил сын божий — даровали свободу и вечный покой.
Когда-то я перечитаю в третий раз, изучив мировую классику и разгадав литературные отсылки, но тенденции превозносить книгу, как настольную, не пойму. Однако, было увлекательно, необычно, и, что важно, нескучно!
☾ за величественный древний Рим, за проделки кота Бегемота и Фагота-Коровьева, за три временных измерения, слившихся воедино, за мистическую, мрачно-яркую, искаженную реальность прекрасной столицы в страшную эпоху. ‧₊˚⊹
8273