Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

ОдиннАДцатый цикл

Киан Ардалан

  • Аватар пользователя
    Аноним15 июля 2025 г.

    Гриффит в Анор Лондо

    Самая неоднозначная книга из всех, что я держала в руках за последнее время.

    «Одиннадцатый цикл» — тёмное фэнтези, гримдарк с чернухой и безысходностью. И пока странные, фантасмагоричные боги вершат судьбу мира, четверо главных героев пытаются как-то жить свои жизни.

    Всем, кто восторгается буйной фантазией автора, следует знать, что практически все диковинки он подчистую слизал из игр «Dark souls», «Demon souls», «Bloodborn», «Enden ring», а также из манги «Берсерк». Источники своего вдохновения автор не скрывает (в отличие от некоторых российских фэнтезистов), за что ему огромный плюс. Но проблема в том, что это даже не вдохновение — это копирка. Я считаю нормальным, когда автор берёт за основу чьи-то идеи, но жду, что он их переработает под себя и на их основе создаст что-то новое. В «Одиннадцатом цикле» ничего нового нет. По мере прочтения меня не отпускало чувство, что я читаю эдакую новеллизацию-компиляцию всех озвученных игр. Впрочем, для тех, кто далёк от мира манги и от мира Соулзов, книга и впрямь может показаться невероятно оригинальной, яркой и самобытной. Справедливости ради, именно в литературе подобное встречается редко.

    Но есть и ещё одна проблема. Даже если бы автор взял чужую идею, никак её не переработал, но рассказал просто хорошую, ладно скроенную историю, я была бы довольна. В конце концов, я безумно люблю Тёмные Соусы, и мне было бы приятно прочесть книгу в схожем сеттинге. Вот только ладно скроенного текста не получилось. Автор напихал в книгу всё, до чего смог дотянуться. Леди с исцеляющей кровью из «Bloodborn»? Берём! Гриффит из «Берсерка»? Берём! В книге безумное количество сюжетных и лорных крючков. И воткнуты они довольно топорно, что сразу выдаёт неопытность автора. Он не знает и не понимает, как работать с таким объёмом лора, как его подавать читателю, чтобы у того в какой-то момент не случилась трясучка от перенасыщения. Но — мне понравились эпиграфы с кусочками лора. Короткие, ёмкие и не перегружающие мозг.

    Язык плохой. Автор пытается в стилизацию под староанглийский, как это было в Соулзах, но получается у него это криво. И перевод ситуацию лучше не сделал (скорее, ухудшил). Текст очень современный, в нём постоянно всплывают какие-то словечки и фразочки из наших реалий, что мгновенно выбивает из повествования. Герои разговаривают так, как могут болтать две соседки, встретившиеся в супермаркете.

    Самое худшее, что можно было сделать с книгой, в которой четыре ПОВа, — это начать вести все четыре линии от первого лица. Над стилизацией автор работать поленился, персонажи разговаривают и думают абсолютно одинаково. Поменяй имена местами, и ничего не изменится.

    Та же проблема и с героями. Это не люди, живущие в условном средневековье, а современные подростки. И разговаривают они, как подростки из американской школы, и проблемы у них те же. Они ноют, гундят, ведут себя так, словно все кругом им должны, режут себя. Может, это не так бросалось бы в глаза, сделай автор их более объёмными. Но они довольно пусты. Да, автор выдал каждому грандиозную мотивацию, которая двигает их по сюжету. Но за пределами этой мотивации практически ничего нет. Между героями нет химии. они как болванчики.

    Эрефиэль — тот самый клон Гриффита из «Берсерка». Автор настолько не заморачивался, что даже прозвище Гриффита, Белый Ястреб, впихнул в биографию Эрефиэля (он сын человека-ястреба, и у самого Эрефиэля из волос торчат белые перья). Он — местный эмо. Страдает от нехватки материнской нежности, любит отца с щенячьим восторгом десятилетнего мальчика, но при этом является крутым генералом, командующим армией и владеющим волшебным мечом. Ещё он любит помогать сирым и убогим. Это — вся его характеристика. Уверена, что, несмотря на финал Эрефиэля, автор его так просто не отпустит и вытянет в следующей книге. Очень пресный и однобокий персонаж.

    Нора — Каска из «Берсерка», но более тупая и хамоватая. Родилась в семье сектантов, сбежала от них в армию. Она очень ограниченная, кидается на людей, грубит даже тем, кто ради неё из кожи вон лезет. Самая мерзкая сцена, отлично её характеризующая, — знакомство со слепой колдуньей-мистиком. Нора ходит и всех, даже саму слепую, колупает вопросами: а разве слепая — не обуза? Она же инвалид! Она вам точно не мешает? Ну вы в курсе, да, что она калека? Зачем вы взяли её в отряд, она же СЛЕПАЯ КАЛЕКА! И настолько Норе не даёт покоя чужое увечье, что она говорит о нём, даже флиртуя с мужиком и намекая ему на соитие. Но автор быстро её наказывает за такую мразотность.

    Всё последующее — это череда какой-то невообразимой чернухи пополам с глупостью. Вы когда-нибудь пробовали ножом распилить кость? А вот автор решил, что это — вполне себе рабочий вариант, и что можно ножом человеку отчекрыжить и руку, и ногу, и даже не по суставу, а по центру кости. Альтернативная анатомия, не иначе.

    Нора, пожалуй, самая живая из всех, но самая бесячая. Даже когда её вытаскивают из невообразимо глубокой задницы, она с трудом находит в себе силы сказать «спасибо». Тем не менее. читать о ней было интересно. Именно за счёт её объёма, пусть и доработанного отвратностью характера. Не все персонажи обязаны быть хорошими людьми.

    Далила — девочка с врождённым даром к магии. Колдовать своими руками, без подручных средств, в этом мире запрещено, поэтому она вынужденно становится местной монахиней. Попутно тонет в аутоагрессии и при каждом удобном случае кромсает себя ножницами. Поначалу за ней было интересно наблюдать, но вскоре она просто надоела своей стагнацией. Всё, что она делает, — это ноет, при том, что из всех у неё самая счастливая судьба. Более того, она настолько преисполнилась в своей глупости, что предала единственного лояльно расположенного к её дару человека. И мне очень хочется, чтобы за этот поступок автор наказал её так же, как наказал Нору за её скотское отношение к калекам.

    Хрома — представитель расы, воюющей с людьми. Нечто среднее между орками и великанами, обладают могучим телосложением, тёмной кожей и звериным нравом. Хрома — ещё один эмо. Ноет, стесняется себя, страдает из-за кризиса самоопределения. Его внутренний конфликт вышел самым жизненным — разделение между человеческим началом и началом акаров, тех самых недоорков. Но при этом, читать его главы скучнее всего.

    С героями происходит много событий, подчас, довольно жестоких и бескомпромиссных. Но сопереживать им у меня не получилось. Мне никого из четверых не жалко. Отчасти потому, что они сами по себе отталкивающие. И отчасти потому, что у них попросту нет харизмы. Эрефиэль сам по себе невероятно блёклый и пустой, рядом с Гриффитом он даже близко не стоял. Нора — женщина-воин, вынужденная ежедневно бороться с чужим сексизмом. Но харизмы той же Бриенны Тарт или Каски у неё нет и в помине. Хрома — просто ребёнок в большом теле. Далилу мне хочется прибить. Погубила хорошего человека, и даже это ухитрилась превратить в драму и акт самобичевания.

    Никто из героев не развивается. Надеюсь лишь на то, что автор оставил их развитие на вторую книгу.

    Сюжета в книге как такового нет. Персонажи сталкиваются со своими внутренними демонами, страдают от агрессии внешнего мира и плывут по течению. Никто из них своей судьбой не управляет. Им либо очень не везёт, либо очень везёт, и тогда помогает кто-то сильный и могучий. Финальная четверть книги стала очень скомканной, автор понёсся галопом вперёд, словно очень торопился.

    Есть несколько линий, которые на центральную глобальную тему не влияют. И если конфликт с акарами интригует и ещё авно выстрелит, то линия с серийным убийцей была... Зачем? Абсолютно чужеродная, стремительно завершившаяся. Видимо, автору захотелось детектива, но детектив не получился.

    Несмотря на всё вышесказанное, книга мне понравилась. Не персонажами, не стилем, не сюжетом, а миром. В создании которого, как мы уже выяснили, авторской заслуги не так уж много. Понравилась и атмосфера фантасмагоричного мистицизма. Вот это уже целиком заслуга автора — то, как он прописывает и утёс Морниар, и прочие загадочные вещи. Нагнетание таинственности ему удалось, я такое люблю.

    Буду ждать выхода продолжения — «Забытого семени». Ружей автор накидал много. И если он продумал хотя бы половину из них, а не будет сочинять на ходу и путаться в собственной мифологии, может выйти что-то удобоваримое. Семь семян из десяти.

    11
    169