Рецензия на книгу
Москва слезам не верит
Валентин Черных
reader-1080995315 июля 2025 г.Москва слезам не верит в книге - это суровый закон, а не повод для оптимизма и даже без ГОШИ!
Бывает так, что фильм намного популярней книги. Я и сама, буквально, в сейчас лет, узнала о существовании бумажного романа, но как это часто бывает книги и фильм значительно отличаются, при том, как по мне, фильм (что на самом деле редкость) обогнал книга.
Итак, книга Валентины Черных "Москва слезам не верит", легшая в основу знаменитого оскароносного фильма Владимира Меньшова, известна гораздо меньше своей экранизации. И это несправедливо, потому что оригинальный роман – самостоятельное, мощное и во многом иное произведение, предлагающее более жесткий, социально-обличительный и менее романтизированный взгляд на судьбы героинь и саму эпоху.
Главные отличия книги от фильма:
роман написан в гораздо более жесткой, реалистичной, почти "чернушной" манере. Москва конца 1950-х - начала 1960-х показана без прикрас: коммуналки, дефицит, бытовая неустроенность, карьеризм, цинизм, пьянство, моральная двусмысленность. Нет того теплого, ностальгического флера, которым окутан фильм. Жизнь здесь – борьба за выживание и место под солнцем, а не романтический путь к успеху.
Меньшов смягчил тон, добавил юмора, лиричности и теплоты. Даже трудности показаны через призму человеческого тепла, дружбы и надежды. Фильм стал гимном стойкости, оптимизма и вере в лучшее, что отвечало запросам зрителей начала 1980-х. (видиом, поэтому от вам первая причина более популярной экранизации, а не романа - надежда и вера в лучшее - продаются лучше, чем чернуха.
Катерина (Александра в книге) в книге значительно жестче, расчетливее, циничнее. Ее восхождение по карьерной лестнице описано без прикрас, с упором на компромиссы, тяжелый труд, отказ от личной жизни в пользу цели. Ее любовь к дочери показана более сдержанно, а мотивы поступков – прагматичнее. Нет той внутренней мягкости и обаяния Веры Алентовой в фильме.
Рудольф (Родион в книге), но в фильме – самоуверенный хлыщ, подлец, но в рамках почти анекдотичных. В книге он откровенный мерзавец, настоящий подлец. Его поступок (отказ от беременной Катерины) мотивирован не столько страхом, сколько откровенным цинизмом и карьеризмом. Его последующая жизнь описана как путь законченного приспособленца и стукача. Гораздо более негативный и опасный персонаж.
Людмила (Лида в книге) в книге ее образ еще более трагичен и менее осуждающ. Ее стремление вырваться из нищеты и провинциальности через замужество ("выскочить замуж во что бы то ни стало") показано как отчаянная, почти животная борьба за лучшую долю. Ее падение после того, как ее бросил муж-хоккеист, глубже и беспросветнее.
Меньше кокетства, больше отчаяния и обреченности.Антонина (Тоня в книге). Ее история в книге более проходная и менее романтичная. Ее замужество за простым рабочим Степаном не подается как идеал счастья, а скорее как скромный, но надежный вариант выживания. Знаменитой фразы "А счастье было так возможно..." в книге нет.
Гоша (Георгий Иваныч) Самого Гоши в книге НЕТ!!!
Это полностью придуманный Меньшовым и сценаристом (тем же Черных, но уже для кино!) персонаж. Весь романтический сюжет с оператором, его ухаживаниями, испытаниями, финальным примирением – гениальное кинодобавление, придающее истории надежду и теплоту. В книге у Катерины нет этой второй, чистой любви. Ее личная жизнь после Родиона остается пустотой до самого конца.
Книга гораздо больше внимания уделено карьерному пути Катерины (Александры). Детально показаны ее учеба в институте, работа на заводе, борьба с косностью начальства, интриги, становление как руководителя. Фильм этот путь сильно сжимает. Трудности показаны жестче, успех – с большими "подводными камнями". Личная жизнь героинь – это скорее фон их социального восхождения или падения.
Финал в книге более открытый и неоднозначный. Катерина (Александра) добивается высокого поста (гораздо более высокого, чем в фильме – она директор крупного химкомбината!), но остается одинокой. Ее разговор с дочерью менее душеспасительный. Знаменитой фразы "В сорок лет жизнь только начинается" в книге тоде нет.
Финал скорее подчеркивает цену успеха и одиночество на вершине. Москва слезам не верит – суровый закон, а не повод для оптимизма.29283