Рецензия на книгу
The Vegetarian
Han Kang
Vitaly2212 июля 2025 г.Насколько странно то, что называют жизнью...
Я часто спрашиваю у друга, что он сейчас читает и что читают люди в его окружении. Однажды он рассказал, что у его знакомого в руках «Вегетарианка» — роман южнокорейской писательницы Хан Канг. Это одна из её первых книг, и именно она принесла автору широкую известность. В 2024 году Хан Канг стала первой южнокорейской лауреаткой Нобелевской премии по литературе. До этого я в основном перечитывал классику, но в тот момент понял: давно не брал в руки современную прозу.
С первых страниц меня захватил странный, тревожный сон главной героини Ёнхе. После этого сна, связанного с кровью и мясом, она внезапно решает стать вегетарианкой. Казалось бы, что в этом особенного? Но это решение запускает цепочку событий, которые изменят её жизнь — и не только её. Никто не может остановить резкие перемены, происходящие в её сознании. И именно это оказалось настолько сильным, что я не мог оторваться.
В романе я увидел много тем. Прежде всего — это насилие. Как физическое, так и психологическое, со стороны отца и мужа. Ёнхе будто отказывается от той роли, в которую её загнали: покорной жены, молчаливой женщины. Она хочет освободиться — телом, волей, сознанием. Её решение — это не просто отказ от мяса. Это бунт против самой системы, в которой она родилась и выросла. Она не выбирала родителей, а потом они вообще от неё отвернулись. А почему она выбрала такого мужа? Возможно, потому что не знала, что может быть по-другому. Воспитание, где нет любви, а есть только контроль, делает человека слепым к другим возможностям.
Сон Ёнхе — это ядро романа. В нём зашифровано всё: личная травма, страх, одиночество, протест. Он сюрреалистичен, но предельно честен. Кровь, мясо, темный лес, белое платье — всё это образы подавленного страха и внутренней боли. Она потеряна, не узнаёт себя. Видит в луже крови лицо — своё или чужое? Это ощущение, что ты уже не принадлежишь себе, ни телом, ни разумом. Это и есть диссоциация — страшная вещь.
Ключевой момент — сцена за столом, когда родственники буквально пытаются впихнуть в неё еду. Она отказывается, не ест, и её спрашивают: «Ты хочешь умереть?» Это была, пожалуй, одна из самых страшных сцен. Не из-за насилия, а из-за полной беспомощности. Я задумался: ведь и мы часто делаем с собой что-то странное. Пьем алкоголь — по сути, яд. Это ведь тоже способ разрушения? Так чем тогда отличается вегетарианство как отказ от еды? Где грань между нормой и крайностью?
Мне было её очень жалко. Не скажу, что она мне близка или симпатична. Но я чувствовал её боль, и мне хотелось просто обнять её.
Важно: героиня вовсе не «сошла с ума», как говорят о ней окружающие. Она — трагическая фигура. Её «ненормальность» — это реакция на мир, который оказался чересчур жестоким. Хан Канг точно и тонко показывает, как общество, семья, культура могут довести человека до психологического срыва, не оставив ему выбора.
Если не обратить внимания на сон, с которого всё начинается, поведение Ёнхе может показаться нелепым и безумным. Но если вдуматься, становится ясно: сон — это крик души, попытка вырваться, отказаться от чужой, насильственно навязанной жизни.
Весь роман — как глубокая метафора сопротивления. И чем дальше читаешь, тем больше понимаешь героиню. Да, её поступки кажутся радикальными. Но у каждого радикального поступка есть корень. И этот корень — боль, травма, одиночество.
Именно такой я вижу Ёнхе — и вот так я её себе представляю:
На портрете — молодая южнокорейская женщина. На её лице и теле — тонкие, почти живые узоры из цветов и листьев, будто они прорастают изнутри. Одежда сливается с этими рисунками. В её глазах — усталость, боль, но вместе с тем и тихое, почти невесомое ожидание… Может быть, смерти. А может быть, освобождения. Это не просто иллюстрация, это мой взгляд на героиню, на её внутреннюю борьбу, которую она проигрывает — но при этом остаётся в чём-то невероятно сильной.574