Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пятый персонаж

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним11 июля 2025 г.

    Камень преткновения или есть ли нынче святые

    Первая книга «Пятый персонаж» - мой личный пробный камень знакомства с канадским писателем Робертсоном Дэвисом и его первым романом из «Депфортской трилогии». Сразу сознаюсь, снежок, брошенный одним из персонажей – Боем Стонтоном, метко достиг цели, попав не только во все любимые мной темы, но и в послевкусие размышлений на эти темы после завершения прочтения.

    Иногда читая или слушая аудио-книгу, возникает ощущение проседания текста: то ли от недостаточной насыщенности, то ли от однообразия. Иногда начинает казаться, что много не соответствующей повествованию текстуальной «воды», в которой пробуксовываешь или которая уводит от основного смысла. Порой наукообразность превалирует над художественностью, что делает текст формально ориентированным на излишнюю информированность. Или не хватает смысла, или недостаточно ярких образов.

    В этом тексте все на месте, к месту, пространство и время наполнены самыми разнообразными персонажами, логика событий излагается интригующе и волнительно в некоторых моментах, а странные обстоятельства и реакция на них сосуществуют и переплетаются, как узор на ковре мира, сделанного Кем-то Свыше, за ниточку которого и пытается тянуть главный герой, рассказывающий эту историю некому директору. Повествователь - Данстбл Рамзи, собственно, по идее он и есть пятый персонаж, баритон в опере, триггер в развитии сюжета, не главное действующее лицо, а попутчик, конфидент одного героя, учитель другого, при этом острый на язык и глубоко верующий человек, которому три раза явилось чудо, и обретший собственную святую. Пятый персонаж – не главенствует в сюжете, но проявляет тех или иных персонажей: героинь и героев, протагонистов и антагонистов. И таковым несть числа на страницах этой книги.

    Все здесь пропитано теологическими вопросами, размышлениями о Боге, о вере и вине, о христианских концессиях, о святых и чуде. Здесь даже есть писательский труд под названием «Путеводитель или 100 католических святых». Христианский контекст тем не менее ничуть не делает текст тяжеловесным и неинтересным для тех, кто предпочитает обходить стороной эти вопросы. Однако может пощекотать нервы доктринерам от религии, поскольку автор с присущим ему искрометным юмором, рассуждает о Христе, дьяволе, грехе и святости, что не столько диву даешься, сколько постоянно смеешься. А еще наслаждаешься мастерством писателя, впрочем, которое можно оценить только, когда анализируешь текст, но не читаешь его, потому что проза легка, увлекательна, элегантна, и в потоке ты просто погружен в историю.
    Читая о событиях конца 19 – начала и середины 20 века, ты видишь воочию нравы и быт, религиозные воззрения и проживание будней теми людьми и в то время, и проникаешься их драмами, резонанс с которыми благодаря их этической и онтологической вневременной составляющей действует на тебя и сегодня.

    С одной стороны сюжет незамысловат: три персонажа, дважды рожденных, как они называют сами себя в финале, изменивших не только свои имена, но и себя и, как им кажется, свою судьбу – это три мальчика из небольшого канадского городка Дэпфорда. И камень преткновения их взаимоотношений, который стал роковым для каждого в отдельности и всех вместе, хотя судьбы у них особенно разные, контрастные. (Замечу в скобках, что rock по-английски «камень»). Именно роковая мысль, точнее интуиция одного из них, запускает некий механизм, в результате которого снежный ком будущих действий, поступков и свершений, начинает катиться сверху вниз невидимой лавиной, чтобы в конце: с одного снять бремя вины, другому отдать должное в виде справедливого возмездия, третьему узнать правду о себе и стать рукой Немезиды.

    5
    153