Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
Anoren29 июля 2015 г.Пока читала эту книгу, в голове была масса мыслей, которыми хотелось поделиться. Но вот закрыта последняя страница и внутри какая-то странная пустота. Все-таки удалось Донне Тартт взволновать меня своим произведением. Всегда сложнее осуждать и вообще как-то оценивать действия героя, когда проживаешь с ним фактически целую жизнь – а в случае романа «Щегол» именно так и есть. Я познакомилась с Тео, когда он был еще мальчишкой, и прошла с ним огромный отрезок времени, словно в замочную скважину наблюдая за его взлетами и падениями, с опаской смотря на жизненные тропы, которые он выбирал. А ведь он довольно часто шел по опасной и ошибочной кривой. И если далеко не всегда я могла одобрить его поступки, то – а в этом несомненно заслуга писательницы – всегда могла понять, почему же он поступил так, а не иначе.
Итак, роман «Щегол». Твердая, светлого цвета обложка, посередине словно разорвана, и кусочек таинственной птички манит читателя, интригует. Что же внутри? Что скрывается за обложкой? Наверняка это очередная уловка издателей, а положительный отзыв от С. Кинга – вишенка на не совсем удачном торте. Открываешь книгу, скептически пробегаешь глазами первые строки и недоверчиво, но неуклонно опускаешься в водную пучину. Внезапно оказывается, что внутри невзрачной книги находится целый мир, там, на страницах пульсирует целый вихрь жизненной силы. И никто не знает, что случится, если его не сдержать и выпустить на волю.
У каждого из нас бывают моменты, которые полностью меняют нашу жизнь. У главного героя романа Донны Тартт такой момент наступил очень рано, в юном возрасте он потерял мать. Они вместе оказались в ненужное время в ненужном месте. Дождь, пробки, на такси не добраться, они спешат в школу на встречу по поводу поведения Тео, но в каком-то странном порыве решают заглянуть в музей, посмотреть на картины и немного переждать непогоду, ведь есть еще полчаса времени. Мама и Тео проходят от одной картины к другой, нигде надолго не задерживаясь, один зал, второй, и в какой-то момент чувствуешь, как что-то вокруг них словно сжимается, неотвратимо подводя к чему-то неизбежному. Но вот уже они на пути к выходу, а маме вдруг захотелось еще разок взглянуть на картину. Она уходит, прося Тео подождать ее минут 5. И мы понимаем, что не что иное, как какой-то рок заставил ее пойти туда именно сейчас, когда этого делать ни в коем случае нельзя. А потом раздается взрыв…
Вся книга балансирует на сплошных эмоциях, часто Д. Тартт не может выразить какие-то свои идеи словами, но она не сдается, она описывает ощущения, подробнейше рисует ассоциации, воспроизводит атмосферу, и ты вроде как чувствуешь, понимаешь где-то на подсознательном уровне, что же она хотела сказать. И все это так похоже на то, что произошло между пожилым мистером Велти и Тео. Велти, умирая, из последних сил попросил мальчика взять с собой картину Фабрициуса «Щегол», спасти ее, вынести из музея.
Просто, понимаешь, вот это – последние минуты его жизни? И зазор между моей жизнью и его, он стал очень, очень тоненьким. Даже и зазора никакого не было. Как будто между нами что-то раскрылось. Какая-то мощная вспышка истины – чего-то важного. Ни меня, ни его. Мы стали одним человеком. Мысли одни и те же были, даже говорить ничего не надо было. Это всего пару минут длилось, но все равно что годы, мы как будто с ним до сих пор там.А какой удивительный у Тео друг. Борис. У этого шустрого малого всегда есть что рассказать, у него уйма знакомых и неиссякаемый поток историй, который он готов вывалить на уши любому слушающему. У него всегда в жизни какая-то движуха, что-то происходит, он постоянно ходит по лезвию бритвы с уверенностью дворового кота. На фоне Бориса в какой-то момент жизнь Тео кажется однообразной, наш герой и сам ловит себя на том, что в его жизни ничего особенного не происходит. И во многом именно из-за подобных мыслей Борису очень легко удается втянуть Тео в свои авантюры. Когда рядом с тобой такая сильная и неоднозначная личность – невозможно не поддаться и не последовать следом. Даже зная, что дорожка эта скорее всего ведет на самое дно.
Словно порыв ветра эта книга ворвалась в мою жизнь: потеря Тео, период его реабилитации у психологов, встреча с реставратором мебели Хоби, внезапное возвращение отца, кражи, наркотики, попытка провести маленькую собачку со смешным именем Попчик в автобусе в Нью-Йорк, болезни, галлюцинации и вечные вопросы к себе «А что если?», «А вдруг все пошло бы иначе?». Боль, сожаление, попытки убежать от реальности, безответная любовь, Амстердам, безумные поступки, и рядом со всем этим неизменная картина маленькой комнатной птички на цепочке.
Я переменился, а картина - нет. Я глядел, как лентами на нее ложится свет, и меня вдруг замутило от собственной жизни, которая по сравнению с картиной вдруг показалась мне бесцельным, скоротечным выбросом энергии, шипением биологических помех, таким же хаотичным, как мелькающие за окнами огни фонарей.Ближе к концу история для меня немного потеряла свой запал. Разборки, в которые оказался втянут Тео из-за картины показались несколько вымученными и хэппи-энд, хоть не такой уж и счастливый, кажется немного нереальным. Но с таким другом как Борис все возможно, поэтому кто ж знает, как там все было на самом деле. В любом случае "Щегол" стал для меня своего рода открытием в этом году. Книга конечно понравится далеко не всем, но многим. Есть в ней какая-то внутренняя сила, какая-то безудержная энергия, поэтому если вдруг ваша линия и линия книги совпадут - на какое-то время можно будет попрощаться с реальным миром и прожить удивительную жизнь рядом с мальчиком Тео и его "Щеглом" - художественным шедевром, потерянным человечеством на многие годы.
1285