Рецензия на книгу
Девушка с татуировкой дракона
Стиг Ларссон
Аноним11 июля 2025 г.Мужчины, которые ненавидят женщин
Не роман, а удар током в мире скандинавского нуара. Первая часть трилогии "Миллениум" — это не просто детектив, а мрачный, сложный и социально заряженный триллер, который перевернул жанр и породил множество подражаний.
В центре сюжета — два невероятно колоритных персонажа. Микаэль Блумквист — разоблачительный журналист, только что переживший публичное фиаско и судебный процесс за клевету. Лишенный репутации и средств, он получает неожиданное предложение от пожилого промышленного магната Хенрика Вагнера: расследовать исчезновение сорок лет назад его племянницы, Харриет.Вторая героиня — Лисбет Саландер, юная хакер-гений с трудным прошлым, сложным характером, асоциальными наклонностями и татуировкой дракона на спине. Она обладает феноменальными исследовательскими навыками, но находится под опекой государства из-за своей "неуправляемости", сталкиваясь с отвратительным поведением "системы" против ее неприкосновенности.
Их пути пересекаются, и невероятно тандем начинает копать в прошлом семьи Вагнеров.
Что сначала кажется холодным делом, быстро превращается в расследование, полное мрачных тайн (на моменте с растениями в рамках... ну это был огромный спойлер для сюжета), изощренных преступлений, семейных скелетов в шкафу и шокирующего насилия, особенно направленного против женщин.
Ларссон безжалостно обнажает темную изнанку шведского общества: коррупцию, неонацизм, сексизм, неспособность системы защитить уязвимых. "Она решила, что ее место в обществе определяется простым правилом: она — асоциальная личность с ярко выраженной неспособностью приспосабливаться. Это означало, что она была плохим человеком" — так представлена Саландер, ставшая иконой для многих именно своей неуправляемостью и силой.
Первая часть может показаться несколько затянутой (знакомство с героями, погружение в дело), но затем сюжет набирает бешеную скорость, превращаясь в захватывающий пазл с неожиданными поворотами и леденящими кровь откровениями. Ларссон мастерски строит напряжение, а кульминация и развязка поражают своей и справедливостью.
Главное достоинство романа — персонажи, особенно Лисбет . Она уникальный феномен: хрупкая и невероятно сильная, уязвимая и беспощадная, гениальная и социально неловкая. Ее прошлое ужасает, ее методы часто незаконны, но ее моральный компас в отношении несправедливости и насилия оказывается невероятно четким. Микаэль, хотя и более "традиционный" герой, интересен принципиальностью и уязвимостью.
В итге у нас идеальное комбо - шокирующий и жестокий роман не для слабонервных, в нем много деталей насилия (особенно сексуального) и мрачных тем. Но это также блестяще закрученный детектив, остросоциальное исследование (Мужчины, которые ненавидят женщин — оригинальное шведское название) и история о невероятной силе, не зря вполне удачно экранизированная.
30514