Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Последний срок

Валентин Распутин

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июля 2025 г.

    Жила-была Анна. Жила она в деревне, работала с утра до ночи, получала от мужа, ласки не знала, рожала и хоронила детей. Обычная деревенская «баба», каких миллионы, жизни у этих баб одна к одной похожи. Пока молодой была жалеть себя было некогда, подумать о жизни тоже, да и детей воспитывать некогда: обуты, одеты, накормлены – вот и хорошо. Но хоть и мало времени на детей, однако ж они – самая большая радость в жизни, ради них только и живут эти «бабы». Всё до последнего отдаешь детям, выжимаешь из себя до последней капельки, ничего не жалко.

    А потом приходит время, когда дом начинает пустеть и у детей появляются свои семьи. Выпускает «баба» своих «птенцов», но каждый день ждет хоть весточки от них, хоть строчки в письме. Все про них знать хочется, что ели дети, что видели, тепло ли одеты.

    И в какой-то момент «баба» остается одна. Вот только вчера она крутилась как белка в колесе с полным домом детей, всем было что-то надо от неё, она была НУЖНОЙ. А сегодня она уже одна. И никому от неё ничего не надо, и никто её не ждет, и никто не позовёт её ласково. Детям она больше не нужна. Что может быть страшнее?

    Но пока есть еще силы, можно жить с надеждой и верой, что они помнят и обязательно приедут.

    Образ сына Михаила – образ типичного деревенского мужика. Поработал, устал, напился, забылся и так по кругу. Ни ласки, ни тепла, ни поддержки, ни утешения. Мать живет с ним, но теплых отношений у них нет.

    Жизнь «бабы» подходит к концу. Она чувствует, что умирает. Сын дает телеграмы другим детям.
    Тут хочется отметить момент, что такая смерть – подарок судьбы! Успеть попрощаться с близкими, успеть завершить все дела, осмыслить свою жизнь и принять её конец. А может быть – это, наоборот, наказание? Ведь то, что она и конце жизни осталась никому ненужной и даже обузой – еще печальнее.

    Приезжает один сын, который с Михаилом покупают ящик водки на похороны еще живой матери. И выпивают его, не дождавшись похорон. Пьяные они ведут разговоры о «женщинах» и о «бабах». Многих эти разговоры задевают, почему-то женщин это очень оскорбляет. Но тут надо смотреть глубже! Они размышляют о совершенно разных категориях женского пола. Это просто слово «баба» грубое, к которому много претензий стало, но вот та, кто скрывается под эти словом – есть самая сильная и мощная версия женщины. Те, кого они называли «женщинами», это вот я, к примеру, и вровень не стоит с той, которую зовут «бабой», это моя мама, скажем. Я – городская неумейка, приезжающая на работу на каблуках, просиживающая в офисе по 8 часов, и устающая. И мама моя, которая вставала в 5 утра, чтобы управить скотину, подоить коров, оттащить детей в сад, потом бежать на работу на ферму, потом тащить детей домой, готовить еду, стирать, снова доить коров, засаливать огурцы, поливать огород из колодца, складывать сено и дрова, носить ведрами зерно в амбар и т.д. Разве можно этих двух людей назвать одним словом? Современные люди, считают, что да.

    Но вот что мне особо понравилось в разговорах мужиков, это очень применимо к современности:


    «Баба идет – видно, что у ней и мать была и бабка. Видно, что в жизни человек находится. А эти женщины – как на одном заводе деланы, их не рожали, штамповали – все одинаково накрашены, худущи, как пропастины, аж сини.»

    Сейчас эту цитату хочется отчаянно кричать!

    Приезжаю две дочери. Начинают шить траурные платья, подмечать «плохой уход» за матерью, ходить в лес по грибы…
    А одна дочь и вовсе не приехала, хотя её больше всех ждала мать. Автор нам не раскрывает причины, оставляя это на наше восприятие. Каждый сам для себя определит, почему не приехала Татьяна.

    Все ждут эпилога их приезда – смерти и похорон, после которых все вернутся в свои жизни, свои заботы. А «баба» не умирает! Даже пару глотков каши сделала.

    Приехавшие дети занимаются чем угодно, только не матерью. Им дал Бог время проститься, сказать самые важные слова любви, простить и быть прощеными. Но они упорно не хотят это делать, даже наедине с матерью чувствует себя неловко, говорить не о чем.

    И вот нервы ждущих уже на пределе. Надо ведь что-то решать уже, не можно же просто так сидеть в деревне, работа, дети, свои заботы не ждут. Дети начинают спорить ругаться, не жалея мать. А потом и вовсе решают разъехаться. И уезжают, несмотря на просьбы и слезы матери.

    А на следующий день она умирает в полном одиночестве.

    Была ли причина в матери? Может она не додала любви? Может она не научила их чуткости и эмпатии? Может она что посеяла, то и пожинала? А может она воспитывала так, как воспитывали её? Может она и не умела иначе, т.к. сама ласки и любви не видела?

    Или проблема в детях? Характеры у них такие? А может их жизнь такими сделала? Или и вовсе гены плохие? Или время такое?

    Тут же сразу еще миллион вопросов: а зачем вообще рожать детей? А нужно ли посвящать им свои жизнь? А какой вообще смысл нашего рождения?

    Никто не ответит на эти вопросы. Эта проблема вечна. Ни смена времени, ни поколений не меняет этого.

    На целую «простыню» тронула меня это повесть. Да и вообще В.Распутин всегда меня до глубины души оставляет неравнодушной. Он как будто понял всё про эту жизнь.

    Книга одинаково полезна для родителей и для детей. Она - книга, которая должна входить в топ книг, которые обязательно нужно прочитать в этой жизни, а не про то, как думать и богатеть.

    4
    308