Рецензия на книгу
Альбер Камю. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
Альбер Камю
Аноним8 июля 2025 г.Ноябрь и декабрь стали месяцами Камю. Сегодня откликаюсь на тексты из другого тома его собрания сочинений. Читал, как видите, только нехудожественное. И писатель предстал в этих текстах совсем иначе, чем в тех, на которые я откликался раньше.
Совсем иначе выглядит для меня Камю в своих «шведских речах», которые он получил возможность произнести после получения Нобелевской премии. Видимо, очень хотелось сказать о важных вещах. И он сказал, я согласен. Только вот они слишком близки к голой проповеди. Или к манифесту. Великие писатели и поэты, бывало, писали манифесты. Только вот сами манифесты от величия их авторов лучше не становились. А оставались просто прокламациями. Так и у Камю – лично в моих глазах. Хотя, конечно, он не опускается ниже какого-то эстетического и риторического уровня.
Потом шли книжные рецензии и эссе о литературе. Их Альбер писал, работая в газетах. Мне интересно было их читать, видеть, что в чужих текстах подмечает Камю. Конечно, подмечает он существенное для себя, и это, скорее, напоминает о его собственном творчестве и его основных мотивах. Впрочем, я не читал большинства тех произведений и писателей, о которых он говорит. И всё-таки кажется, что внимательного читателя в Камю иногда заслонял писатель. Это, конечно, совершенно нормально. Ну и, в любом случае, он и о чужих книгах пишет великолепно!
Одной строкой отмечу очень интересные размышления Камю о трагедии. Иногда по заголовку текста видно, что он об этом, но эти размышления рассыпаны и по некоторым другим эссе.
В книге есть несколько интервью. Честно сказать, первые из них разочаровали меня пуще шведских речей. Я даже вспомнил книгу-интервью с Петром Павленским, отклик на неё тоже есть в этом канале. Великолепный художник, Павленский в интервью показал себя каким-то недалёким подростком. В своих интервью Камю не подросток, но тоже сыплет штампами и лозунгами. Досадно.
Зато в «Ответах Жан-Клоду Брисвиллю» Камю мне понравился. Там он ироничен, игрив, метафоричен, не кидается постоянно лозунгами (может, немного и кидается). Это относительно позднее интервью. Что повлияло на смену линии? Может, усталость. И Камю себя немного отпустил. Из этого можно извлечь урок. Или нет.
А больше всего мне понравился, пожалуй, текст «Почему я работаю на сцене?» Там Камю тоже метафоричен, ироничен, игрив, вдобавок тут он выступил писателем, а не интервьюируемым, и это, конечно, озолотило текст. Причём совершенно не помешало расставить по нему некоторые свои, скажем так, опорные тезисы, но не в облике лозунгов. Замечательный текст, который спрятался в числе других и, конечно, незаметен на фоне «Постороннего», «Чумы», «Калигулы», «Мифа о Сизифе» и «Бунтующего человека».
Будемте копаться в творчестве наших любимых творцов! И даже не очень любимых, а тех, кто просто нравится. Там, на неприглядном месте, спрятались жемчужины.
214