Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним7 июля 2025 г.Моэм и его театр
Здесь нужно отдать должное автору и его невероятному слогу – как мастерски он сразу погружает нас в жизнь служителей театра! Действие происходит примерно в середине XX века, когда театр прочно занимает место одного из главных досуговых явлений. Старушка-Великобритания, родина Шекспира, очень атмосферно описана, а центром притяжения становится театр «Сиддонс».
Первая половина книги – это история молодого актера Майкла Госселини, который, несмотря на свою красоту (его даже называют «самым красивым мужчиной Англии»), остается посредственным артистом. Главная его проблема – он не умеет играть любовь на сцене. Зато у него есть огромные амбиции: он мечтает стать величайшим антрепренером Англии и построить собственный театр.
А что главное в театре того времени? Конечно, примадонна – звезда всех спектаклей. Роковая встреча Майкла и Джулии Лэмберт становится новым началом: для него – путь к успешному антрепренерству, для нее – становление великой актрисы. Со временем они создают знаменитый театр «Сиддонс».
О том, как это происходило и через что пришлось пройти героям, – вся первая половина книги. Пересказывать нет смысла – лучше прочитайте сами!
Вторая часть еще интереснее: Майкл теперь богатый и успешный директор, а Джулия – примадонна! Здесь акцент смещается на ее психологию: ее отношение к старости, к любви, даже к молодым поклонникам. Она живет только театром. Муж, ребенок, гримеры – для нее всего лишь фон, инструменты для создания ролей. У Джулии очень интересные мысли на этот счет (о них я напишу отдельно, с цитатами).
Настоящей Джулии будто бы не существует – она растворилась в своих ролях. Даже жизнь вне театра для нее игра: «спектакль-семья», «спектакль-роман». Страдает ли она от этого? Вряд ли. Скорее, наслаждается, экспериментирует.
Я знаю театр не понаслышке, знаком со многими артистами, в том числе народными, и уверен: актеры – это другая раса, почти пришельцы. Чтобы понять их психологию, книга о Джулии – прекрасный учебник. Ее нельзя осуждать: мы видим результат – полчаса оваций, десятки вызовов на поклон. Ее жизнь – игра и творчество. Мы все играем, просто не всегда осознаем это. А Джулия смогла – и благодаря этому вошла в вечность, оставалась молодой, притягательной и, как сейчас говорят, успешно монетизировала себя как бренд.
Эта небольшая книжка – великая история, о которой можно спорить часами, а восхищаться – еще дольше. Я рад, что побывал за кулисами этой прекрасной истории. Браво, Моэм! Прочитал в один присест – настолько легко и увлекательно написано. Уверен, перечитаю еще не раз, и каждый раз будут новые эмоции. Вот она, сила классики!
Читайте хорошие книги, друзья!
Ваш Дима из Крыма4104