Рецензия на книгу
Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили
Виктор Вилисов
Аноним6 июля 2025 г.Ревью на книгу "Нас всех тошнит".
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Плюсы: интеллектуальная смелость (это комплимент Вилисову словами Вилисова), новый западный театральный горизонт, много новых имен, богатый фактографический материал.
Минусы: недостаток теоретичности.ЯЗЫК
Язык Вилисова-автора – это язык непрофессиональный (это опять же комплимент) и временами очень тролльский. Видно, что автор прочел много текстов и пишет поверх них свой текст, в запале свободного словотворчества выдавая иногда смешной набор слов. Особенно в этом плане примечательно это высказывание.
ПОЗИЦИЯ
Книга Вилисова – это больше про театральную позицию, нежели чем про театроведческое высказывание, что могут оценить другие люди, но все это возможно только благодаря коммуникативной силе слова.
ЭРИКА ФИШЕР-ЛИХТЕ И ВИЛИСОВ
Книга Эрики Фишер-Лихте учит, что нужно заниматься спектаклем, а не пьесой. Книга Вилисова учит, что нужно заниматься театроведением, наукой, а не своим собственным эго.
Что касается зародышей теоретического мышления, то тут в наличии только одна мысль, проходящая всюду рефреном: старое хуже нового. Как ни странно, Вилисов, этот певец границ возможного, не смог сам переступить до более сложных и невозможных ходов мысли.
Но главное отличие Фишер-Лихте от Вилисова в том, что Эрику Фишер-Лихте можно сильно сжимать, не теряя основную мысль, а Вилисова нельзя, ибо у него постоянно много новых мыслей. Если Эрика Фишер-Лихте рассматривает с разных сторон одну и ту же мысль, то Вилисов приводит немного теории, потом перескакивает на пересказ спектаклей, стремясь словами передать то, что видел сам. И не делает при этом абсолютно никаких предсказаний или хотя бы выводов.
Автор не против структуры вообще, он против избитой структуры. Таким образом, ему не достает радикальности. Вилисов занимается простым пересказом увиденных нетрадиционных спектаклей. Что он делал бы с традиционным театром, непонятно. Это разные ступени понимания, видимо, описывать классические спектакли для него слишком просто. Но недостаточно сложно для того, чтобы давать не просто пересказ, но встраивать его в стройное системное изложение театральной концепции.
844