Рецензия на книгу
Подсказки пифии
Эрик Аксл Сунд
Аноним26 июля 2015 г.Раз уж вышла последняя книга трилогии, есть смысл написать пару слов о серии. Два шведских автора, объединивших свои усилия под псевдонимом Эрик Аксл Сунд – это Йеркер Эрикссон (р. 1974) – продюсер музыкальной панк-группы, по совместительству библиотекарь в тюрьме и Хокан Аксландер Сундквист (р. 1965) – музыкант и артист.
Завязка истории проста - в столице Швеции полиция находит труп мальчика-иммигранта. Дело поручают детективу Жаннет, но она вскоре понимает, что начальство не слишком заинтересовано в поимке убийцы. Да и убийство это не совсем простое.
И тут история начинает раскручиваться в совершенно неожиданном направлении. Мальчики-иммигранты оказываются лишь частью большой картины, которую Жаннет, к сожалению, так и не сможет увидеть целиком. Читателю все становится ясно примерно к середине третьей книги, так что наблюдать за деятельностью детектива для меня лично стало настоящей пыткой. Уж очень нелепые телодвижения он совершала на протяжении всех трех книг.
Так что детективная составляющая сюжета на очень низком уровне, надо это признать. Начиналось все неплохо, но потом поступки детектива стали какими-то уж совсем непрофессиональными. Главный интерес авторов, и это заметно, состоял в описании различного рода извращений, к которым склонны мужчины. Педофилия, инцест, изнасилование, посещение проституток - полный набор увлечений "здорового белого мужчины". Ну а в качестве жертвы выступают женщины и дети.
Отсюда и название всей трилогии - Виктория Бергман выступает в роли второй главной героини, и отвечает на психологическое напряжение серии. Эта линия , как писала выше, более продумана и более основательна, ей уделяется куда больше времени. Расследование здесь идет задом наперед, потому что истоки преступлений в настоящем лежат в далеком прошлом. И на самом деле усмотреть связь между еврейскими погромами в Киеве и убийства мальчиков в столице Швеции очень сложно.
Слабость Виктории Бергман - прежде всего книга о цикличности насилия. И авторы не дают ответа на вопрос "как сойти с этого пути?", не в этом их цель. Они препарируют жизнь примерных буржуа, чтобы показать, как иллюзорна цивилизация и как быстро человек может скатиться до состояния, которое невозможно назвать животным, до состояния за гранью живого вообще. В этой трилогии нет победителей и побежденных, здесь есть жертвы, которые затем превращались с жестоких преступников и порождали новых жертв, которые в свою очереь превращались в новых преступников...и так далее.
Мое личное мнение: никакой художественной ценности эта книга не несет, она даже не пытается критиковать устоявшийся порядок вещей. Это просто способ пощекотать нервы благополучным жителям благополучных стран. И в отличие от трилогии Стига Ларрсона, с которой Слабость сравнивают в русских аннотациях, в этой трилогии нет даже тени критики капиталистического общества. То есть общего нет абсолютно ничего. В книге Ларссона второй план был остросоциальным, очень идейным. У Слабости второго плана нет вовсе, а все написанное в первую очередь преследует цель шокировать читателя.
Поэтому я никому такую книгу рекомендовать не стану, по мне, так это очередной второсортный детектив, по каким-то неизвестным мне соображениям редакторов превращенный в бестселлер.
890