Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек в лабиринте

Роберт Силверберг

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июля 2025 г.

    Человек в лабиринте — роман о боли быть понятым

    Дик Мюллер стал первым, кого отправили на контакт с внеземной цивилизацией. Он вернулся… и оказался проклят. Пришельцы не сделали его монстром — они просто вскрыли ему душу. Теперь каждый, кто находится рядом с ним, ощущает обнажённую, болезненную правду — о себе, о нём, о людях вообще. Он становится изгоем и уходит в изгнание, скрывшись на заброшенной планете, в лабиринте, построенном давно вымершей расой. Но добровольная изоляция не постоянна; прошлое настигает его и здесь. Спустя годы Мюллера снова ищут: человечеству грозит уничтожение — новая форма разумной жизни не признаёт людей равными себе. Несколько колоний уже порабощены инопланетянами. И тогда... «Я Земля, я своих.....» вспоминаю питомцев. В глубины лабиринта направляется экспедиция, цель которой — убедить отшельника вернуться и помочь. Ведь кто, как не он, человек с «обнажённой» душой, может попытаться установить контакт?! В ход идут любые средства — обман, насилие, человеческие жизни. Особую драматичность придаёт тот факт, что операцией руководит человек, некогда отправивший Мюллера на планету, где тому «взломали» душу.

    «Человек в лабиринте» — не просто научная фантастика. Здесь акцент сделан не на действии, а на нравственном исследовании. Трагедия главного героя прописана с психологической достоверностью, его изоляция — логична и убедительна. Второстепенные персонажи не менее проработаны. Нед Раулинс, вступающий в контакт с Мюллером, разрывается между долгом и сомнениями в моральной правомерности происходящего. Его антагонист, Бордман, — не карикатурный злодей, а человек, убеждённый в необходимости принимать трудные решения ради общего блага. И именно это, отсутствие чётких границ между добром и злом, придаёт роману глубину.

    Сильверберг поднимает важные вопросы: где заканчивается долг перед человечеством и начинается насилие над личностью? Может ли цель — даже столь высокая, как спасение вида — оправдать любые средства? Как далеко можно отдалиться от своего рода, прежде чем стать для него чужим? И можно ли преодолеть ксенофобию?

    Главный минус — слишком очевидный финал. С самого начала понятно, какое решение примет Мюллер, а конфликт с инопланетянами разрешается почти случайно. Но это не мешает роману быть глубоким и запоминающимся. Перед нами не просто фантастика, а исследование того, что значит быть человеком — и где проходит граница между нами и «иными».

    Ну и конечно..... «Я утверждаю, что счастье для человечества - герметичность человеческого черепа, не пропускающего его чувства» Это прямо в яблочко.

    97
    580