Рецензия на книгу
Одесские рассказы
Исаак Бабель
Аноним2 июля 2025 г.Коцюбейские байки
Ах, Одесса, ты знала много горя... В еврейском районе Молдованки жизнь кипит, аж пена через край. Днём портовое гетто пестрит биндюжниками и налётчиками, бакалейщиками и богадельщиками, кутилами и погромщиками. Ночь же всецело принадлежит маравихеру и формазону Бене Крику, получившему от жертв и завистников авантажное прозвище Король.
Мы говорим Бабель и подразумеваем, как правило, два его главных литературных свершения - "Конармию" и "Одесские рассказы". Писавшиеся "в параллель" новеллы имеют, пожалуй, лишь одну созвучную меж собой интонацию - мотив жестокости. При всём своём южном юморе и анархистской романтике одесский "авторский коктейль из Шолом-Алейхема и Мопассана" выглядит гораздо беспросветнее цикла о походе будёновцев. Местами кажется, что получить пулю на улицах Молдованки было значительно проще, чем на фронтах советско-польской. Недаром финальной частью сборника становится рассказ "Закат", в котором дети Менделя Крика замышляют убить отца - сюжет, восходящий к текстам Танаха. Но главное достоинство книги Бабеля, конечно же, фиксация и популяризация одесской речи: фирменного местечкового жаргона, состоящего из экспрессионистских шуток и вывернутых наизнанку лексических оборотов. Ну и таки да, в Бене Крике легко угадывается легендарный вор Мишка Япончик.
329