Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исток и устье

Александр Рекемчук

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2025 г.

    В книгу входит несколько рассказов. Я назову все, так как они все хороши, кроме «Века, века...» — вы сможете найти их и прочесть по отдельности, я полагаю.

    Исток и устье
    Ожидания
    Арбузный рейс
    Века, века...
    Останутся кедры
    Без боли
    Падение Степана Почечуева
    Короткие волны
    Дед Мороз
    Угарный газ
    Дочкина свадьба
    Хлопоты
    Соло на ударных
    Погожий день

    Рекемчука я узнал, читая его повесть «Мальчики» о советском Лоретти. Повесть оказалась отличной, так что, когда попалась эта книга, я дважды не думал. И эта книга укрепила мою симпатию к автору! Пожалуй, даже если остальные произведения почему-то окажутся хуже/слабее/скучнее, его месту в моём списке замечательных писателей это даже и не угрожает.

    «Исток и устье» — это простые рассказы о простых людях, и при этом они полны изящных решений, иногда не бросающихся в глаза (хотя в тренированные глаза, конечно, бросающиеся). С одной стороны, Рекемчук — самый что ни на есть советский писатель, начиная с цареприродного пафоса (повороты Печоры и прочие взятия милостей природы силой), продолжая бытом, социальной принадлежностью персонажей (инженеры, деревенские почтальоны, шахтёры и тэ дэ). Я бы сказал, автор смотрит на жизни своих персонажей открытым взглядом. И от этого симпатия к ним у меня, читателя, растёт. Кстати, и финалы он часто оставляет открытыми.

    С другой — кажется, что он писатель совсем не советский. Может, если убрать имена собственные и некоторые детали, то и не сразу догадаешься. Стиль очень западный. Хотя это неустоявшееся впечатление, возможно в детальном разборе оно испарится.

    Что-то надо сказать об этом западном стиле, получается. Но я не могу сходу назвать его примет. И всё же попробую вас сориентировать. Почему-то мне почудилось родство с маленькими текстами Альбера Камю. Наверное, более всего — в рассказе «Хлопоты», где персонаж сталкивается с чужой смертью и не принимает её всерьёз. Причём слог, речь совсем не как у Камю, совсем не западные. Строй текста, средства выразительности, шутки — всё советское (не кондовое советское, а красивое советское). С западными писателями вроде Камю рассказы Рекемчука, наверное, роднит то, как именно он сталкивает своих персонажей с данностями мира и жизни и то, как они себя в этом столкновении проявляют. Ну и, возможно, роднит их друг с другом некоторая авторская отстранённость от частной ситуации (конкретного персонажа) и одновременная ей вовлечённость в проблему самого столкновения.

    В качестве завлекаловки отмечу и совсем не советские сексуальные мотивы, причём из разряда полузапретных. Иногда Рекемчук их даёт прямо, иногда — едва уловимо, и тогда аж голова кружится!

    В общем, чего долго говорить — читайте!

    Обобщённая оценка: 9/10.
    Захочется ли вернуться/перечитать: да.
    Заставляет задуматься: да.
    Смешно или страшно: жить смешно, помирать грешно.
    Рекомендация: рекомендую.
    Кому рекомендую: всем.
    Кому не рекомендую: тем, кто считает, что былой литературе, на которой нет штампа: «Классика», уделять внимания не стоит.

    3
    15