Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Форрест Гамп

Уинстон Грум

  • Аватар пользователя
    Аноним29 июня 2025 г.

    Форрест, ты уже выбрал, кем станешь, когда вырастешь? — А разве я не буду самим собой?

    Уинстон Грум, автор, чье имя для массового читателя почти полностью поглощено тенью оскароносной экранизации Роберта Земекиса, на самом деле является ключевой фигурой для понимания первоисточника. Грум не просто романист, он ветеран Вьетнамской войны, историк и журналист. Этот бэкграунд не случаен в биографии. «Форрест Гамп» — это едкая и циничная сатира, препарирующая американскую мечту и историю второй половины XX века скальпелем абсурда.

    Прежде чем погрузиться в текст, будет необходимо забыть Тома Хэнкса, бег через всю Америку и фразу про коробку конфет. Форрест Уинстона Грума представляется не только «дурачком», а еще и «идиотом-савантом», персонажем, уходящим корнями в традицию плутовского романа. Это анти-сказка, сатирический эпос, где главный герой, лишенный сложного интеллекта, своей примитивной логикой и феноменальной удачей «вскрывает» идиотизм «умного» мира, показывая, что как раз таки идиотом является не он. Именно этот диссонанс между простотой протагониста и сложностью (а чаще — абсурдностью) событий и составляет ядро повествования.

    Роман представляет собой эпизодическое повествование, классический образец пикарески. Сюжет следует за Форрестом с самого детства в Мобиле, штат Алабама. Обладая низким IQ, он тем не менее проявляет сверхъестественные таланты в самых неожиданных областях. Благодаря своему гигантскому росту и силе он становится звездой американского футбола, не понимая правил игры. Затем его отправляют во Вьетнам, где он, следуя простейшей установке «делать, что говорят», совершает подвиг и получает Медаль Почета. После войны он становится чемпионом мира по пинг-понгу в Китае, космонавтом, чья миссия заканчивается крушением в джунглях с каннибалами и обезьяной по имени Сью, профессиональным рестлером под псевдонимом «Придурок» и, наконец, миллионером, основавшим успешный креветочный бизнес. Через всю его жизнь красной нитью проходит его трагическая и сложная любовь к подруге детства Дженни Каррен. Тип конфликта здесь: классический «человек против общества». Форрест, будучи «идиотом», постоянно сталкивается с системами, построенными умными людьми, и непреднамеренно демонстрирует их внутреннюю тщетность.

    Если экранизация воспевает идею, что чистое сердце и следование судьбе приведут к успеху, то Грум предлагает куда более циничную и, возможно, правдивую идею. Посыл книги заключается в тотальной случайности бытия. Успех Форреста, это цепь невероятных совпадений и удачи, доведенных до абсурда. Грум сатирически утверждает, что в американской системе ценностей не важен ум, мораль или труд, важна способность оказаться в нужное время в нужном месте и обладать одним, пусть и идиотским, талантом. Форрест становится героем не потому, что он храбрый, а потому что он бежит, когда ему страшно. Он становится миллионером не потому, что он гениальный бизнесмен, а потому что его партнер Дэн знает, как ловить креветок. Таким образом, автор деконструирует миф об американской мечте, показывая ее как лотерею, где выигрышный билет может вытащить и полный идиот.

    Грум мастерски передает атмосферу через уникальный нарративный голос Форреста. Его косноязычная речь, изобилующая грамматическими ошибками, создает комический эффект и одновременно дистанцирует читателя от событий, позволяя взглянуть на них критически. Подтекст романа — едкая критика. Например, встреча с президентами подана не как знаковое событие, а как череда нелепых ситуаций; вьетнамская война описана без пафоса и героизма, как грязная и бессмысленная работа, где выживают не умные, а везучие. Самые трагические моменты, вроде судьбы Дженни, которая в книге еще более мрачна, чем в фильме, пропущены через фильтр наивного восприятия Форреста, что делает их еще более пронзительными.

    «Форрест Гамп» Уинстона Грума — остроумное, злободневное и куда более глубокое произведение, чем его знаменитая адаптация. Книга стремится провоцировать и высмеивать. Однако эпизодическая структура романа, верная канонам плутовского романа, делает повествование рваным и лишенным единого драматического стержня, не чувствуется времени в книге, будто это все происходит за несколько часов. Некоторые сюжетные повороты, вроде полета в космос и жизни с каннибалами, настолько фарсовые, что выбиваются даже из общей абсурдной тональности, превращая сатиру в чистый балаган.

    Тем не менее это именно та книга, которую стоит прочесть, чтобы понять, что Голливуд часто берет сложный, многогранный материал и шлифует его до состояния гладкого, удобного для всех продукта. Интересен и тот факт, что сам Грум долгие годы судился со студией Paramount, утверждая, что его обманули с выплатами, используя хитрую «голливудскую бухгалтерию». Этот реальный конфликт автора с системой идеально рифмуется с содержанием его романа: простой парень из Алабамы против гигантской, циничной машины.

    20
    145